Иоганн Себастьян бах "хорошо темперированный клавир"
«Das woltemperierte Klavier»
I том 1722 г. II том 1744 г.
Это произведение не просто один из шедевров мировой музыкальной литературы, это АЛЬФА и ОМЕГА полифонического искусства, настольная книга каждого музыканта, необходимое на всю жизнь учебное пособие и одновременно, неиссякаемый источник чистого наслаждения.
Бетховен называл "ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР" "музыкальной библией" и говорил, что его автора нужно было звать не ручьем (Bach – по-немецки – ручей), а морем!
Роберт Шуман в минуты жизненных сомнений "искал спасения у Баха", а в своих "Жизненных правилах для музыкантов" писал: "Хорошо темперированный клавир" должен стать для тебя хлебом насущным".
Антон Рубинштейн благоговел перед Бахом и постоянно напоминал, что "Хорошо темперированный клавир" - это евангелие для каждого серьёзного художника, стремящегося к высшему идеалу.
Пабло Казальс говорил, что музыка "Хорошо темперированного клавира" – наилучший источник молодости. Эта музыка – великое чудо, она обновляет душу и доставляет ни с чем не сравнимую художественную радость.
Историческое значение этого труда Баха заключается в том, что "Хорошо темперированный клавир" явился первым в истории музыки художественным циклом, где в одном сборнике представлены все без исключения тональности темперированного строя:-12 мажорных и 12 минорных.
Тональности расположены по восходящей хроматической гамме, чередуя мажор с одноименным минором.
Бах подчеркнул абсолютное равенство и независимость всех тональностей, не зависимо от количества знаков. Тональности расположены в порядке их появления (рождения) начиная от C-dur. От каждой ступени построен вначале мажорный звукоряд, а потом одноименный минорный. Таким образом, все нечётные - мажорны, все чётные – минорны.
Каждая тональность представлена инструментальным циклом, состоящим из 2-х пьес – ДИПТИХОМ. Из всех известных в его время разновидностей диптихов Бах выбрал следующий - Прелюдия и Фуга. И в этом отношении все тональности также оказались в абсолютно равных условиях.