2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
В гармонии музыки различных стилей и направлений наиболее часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада.
До-мажор: Ля-минор:
До-мажор (трезвучия)
Ля-минор (трезвучия)
До-мажор (септаккорды)
Эта система обозначений получила название – цифровые обозначения аккордов или так называемый цифрованный бас, фиксирующий ступень, на которой построен тот или иной аккорд. Как известно запись аккомпанемента с помощью цифрованного баса применялась ещё в музыке XVI века. Под нижним голосом басом – басом, подписывалась цифровка, а всю партию сопровождения (аккорды, фигурации и т.п.) сочинял исполнитель. Запись гармонии в виде цифровых обозначений аккордов значительно упрощает анализ гармонических схем и облегчает транспонирование в другие тональности.
В данном пособии будут применяться такие цифровые обозначения аккордов:
I,VI – мажорные аккорд (трезвучие)
Im – минорные аккорд (трезвучие)
Imai,VImai – мажорный (большой) септаккорд
V7 –доминантовые (малые мажорные) септаккорды
IVm7– минорные (малые минорные) септаккорды
IIm7-5– малые вводные (полууменьшенные) септаккорды
VIIdim7– уменьшенныесептаккорды.
Последовательность аккордов: Im-IVm-V7-Im
Am Dm Em E7 D7 A7
B7 Gm III(Ef)
Последовательность аккордов: I-IV-V7-I
A E D G
Последовательность аккордов: I-VIm-IIm-V7
G7 Bm II(Af) F#m II(Ef)
Последовательность аккордов: Im-II7-V7- Im
F#7 II(Ef) Gm
Последовательность аккордов: Im-IVm-VII-III-VI-IVm-II7-V7-Im
F I(Ef) Bb I(Af) Cm III(Af) Fm I(Ef)
Eb III(Cf) Ab IV(Ef) G7 III(Ef)
Последовательность аккордов: Im7-IVm7-Vm7-Im7
Am7 Dm7 Em7 Gm7 Bm7
Последовательность аккордов: I7- I7- I7- I7-IV7- IV7-I7- I7-V7- IV7-I7-V7
(архаичный блюз, кантри-блюз, рок-н-ролл, шейк)
C7 F7 B7
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.