logo search
Назарова В

7. Месса: характеристика жанра, структура.

Профессиональная музыка эпохи Возрождения была преимущественно хо­ровой, её жанры делились на духовные (месса и мотет) и светские (мадригал и полифоническая песня). В соборах звучали мессы, во дворцах и палаццо, в ари­стократических салонах и домах зажиточных горожан - светская музыка. Но все хоровые жанры эпохи Возрождения стилистически достаточно однородны: стилевое единство определяется господством сквозного полифонического (имитационного) развития и использованием техники сложного контрапункта.

Месса (позднелатинское - missa, итал. - messa, нем. - messe), центральное бо­гослужение католической церкви (аналогично православной литургии) и - од­новременно - многочастное (циклическое) произведение культовой музыки для хора (иногда с солистами) a cappella (в более поздние эпохи - с оркестром). Месса исполнялась во время богослужения и сама представляла как бы «храм в

10

звуках». Величественна и грандиозна её многочастная конструкция, в качестве фундамента выступает cantus firmus - напев григорианского хорала. В XVI веке композиторы стали заменять григорианский хорал мелодиями популярных светских песен.

Канонический текст обычной мессы (Missa ordinarium) включает пять час­тей:

Kyrie eleison (Господи, помилуй) - слово мольбы о прощении;

Gloria (Слава в вышних Богу) - слово радости и ликования, божественного восторга;

Credo (Верую) - символизирует убежденность и твердость веры;

Sanctus, Benedictus (Свят, Благословен) - торжество света и благодати;

Angus Dei (Агнец Божий) - выражение молитвенной кротости и смирения.

Такую пятичастную мессу называют полной или торжественной (Missa sol-emnis). Существуют также другие типы мессы: краткая месса (Missa brevis) включает только две первые части Kyrie и Gloria, особая месса (Missa proprium) посвящалась определенным воскресным и праздничным дням, реквием (Req­uiem) - заупокойная месса и другие.

Как самостоятельный музыкальный жанр месса сложилась к XIV веку. Му­зыкальная основа средневековой мессы—одноголосный григорианский хорал, с XIV века—хоровое полифоническое многоголосие a cappella, в котором григо­рианский хорал использовался как cantus firmus («твердый напев»). Месса была ведущим жанром культовой музыки в эпоху Средневековья и Возрождения. До XIV века - это жанр анонимный. Первая авторская месса принадлежит Гийому деМашо(1364).

В музыке католических месс композиторы создавали контрастные настрое­ния: молитвенно-сосредоточенные, смиренные или восторженно-ликующие, но всегда рожденные возвышенным религиозным строем чувств. Поэтому музыка месс передает гармоничное и умиротворенное состояние, воплощает идеальное, возвышенное настроение глубокой сосредоточенности, отрешенности от всего обыденного, земного.

В эпоху барокко - с XVII века - и классицизма (XVIII в.) мессы пишутся для хора с сопровождением оркестра (или органа), в склад музыки мес сы проника­ет гомофония. В мессы включаются наряду с хоровыми сольные и оркестровые номера - таковы «Высокая месса» си минор И.С. Баха, мессы и реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. ван Бетховена.