logo search
курсовая

1.3. Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода.

Национальные устремления и творческая деятельность композиторов Польского Королевства конца XVIII –начала XIX века подготовили почву для расцвета творчества Ф.Шопена. Таким образом для нас имеет огромное значение творчество композиторов – предшественников Фридерика Шопена. Ю. Кремлев в своем труде о Шопене написал, что“очень многое, присущее Ф. Шопену, мы в зародыше найдем у его предшественников”. [ 8, 345]

На рубеже XVIII-XIX веков начинает развиваться фортепианная музыка. Большое распространение получают полонезы. В этом жанре работал Михаил Клеофас Огиньский. Его произведения отличались задушевным лиризмом, мелодичностью и связью с народнопесенными истоками. На основе национальных танцев он создал не только полонезы, но и марши, вальсы, мазурки. Его принципы сочинения “ полонеза не для танца” легли в основу романтизации национальных танцевальных жанров.

Значительный вклад в развитие польской музыки 1-ой половины XIX века внес композитор, дирижер и педагог Кароль Курпиньский, чье творчество отмечено ярким национальным колоритом. Он один из создателей национальной оперы, автор 26 музыкально-сценических произведений, для которых характерно сочетание элементов французской комической оперы, немецкого зингшпиля, итальянской школы XVIII века и польской национальной мелодики. В музыкальном наследии Курпиньского мелодические и ритмические очертания польской народной музыки рисуются очень ясно. Кароль Курпиньский, размышляя о будущем польского театра, писал: “ Не могут другие народы довольствоваться только итальянской оперой. Пусть берут от итальянцев образцы, но используют их применительно к национальной опере, которая невольно, путем применения родного языка, должна приобрести черты самостоятельности…” Второе десятилетие 19века ознаменовалось также расцветом оперного творчества К. Курпиньского. К. Курпиньский писал не только исторические и лирико-драматические, но и комические оперы. Во всех этих операх часто встречаются жанры полонеза, краковяка, мазурки, причем ритмоинтонационный строй музыки нередко в той или иной мере связан с народными истоками. Особую популярность завоевала в Польше “драматическая пьеска с песнями” К. Курпиньского, впервые поставленная в 1816г. под названием “Суеверие, или Краковяне и горцы”. Это небольшое произведение содержит ряд колоритных сцен из народной жизни. Такого рода танцевальные мелодии прочно вошли в быт страны в описываемое время, характеризующееся интенсивным развитием жанров, определяющих самобытность польской музыкальной культуры как славянского народа.

По словам Ю. Кремлева в творчестве К. Курпиньского “Шопен мог почерпнуть эстетику внимательного и любовного отношения к фольклору, эстетику подлинной веры в фольклор как основу профессионального музыкального творчества”. [ 8, 244] Этому же учил Шопена и его наставник Ю. Эльснер, мысливший романтизм, отнюдь не в отрыве от народности, но в единстве с нею.

В 1816 году не было в Варшаве ни одного музыканта, ни одного любителя музыки, который не исполнял бы хоть нескольких “Исторических песен” варшавских композиторов, написанных на тексты поэта, драматурга, историка Юльяна Урсына Немцевича. Сборник “Исторических песен” вышел из печати в 1816 году. В них были изображены знаменитые подвиги. В эти тридцать три думы-баллады Немцевич вложил высокие патриотические чувства. Все эти баллады были положены на музыку польскими композиторами. В лучших произведениях, к числу которых относятся песни, сочиненные К. Курпиньским, Марией Шимановской, Францишком Лесселем – учеником Й. Гайдна. [4, 45]

Такие композиторы как Мацей Каменьский, Ян Стефании, Юзеф Эльснер, Михаил Клеофас Огиньский, Юзеф Козловский, Кароль Курпиньский, безусловно, дали польскому обществу начатки национального искусства в области симфонической и камерной музыки. Эти авторы ставили своей задачей схватить и передать дух народной музыки. И следующий факт, вспоминаемый Вуйцицким, свидетельствует об этом. Когда руководитель варшавского национального театра, актер, режиссер и либреттист Богуславский поручил Стефании написать оперу “Краковяне и горцы”, композитор “что ни воскресенье, что ни праздник выезжал в деревню, чтобы наслушаться песен, наглядеться танцев нашего удалого народа. Затем возвращался в город и, свежо помня сельские мелодии, садился и подкладывал их под либретто Богуславского”.[ 4, 78]

Большое значение для развития польского музыкального романтизма имела деятельность композитора, издателя и педагога Ю. Эльснера, основателя и директора Института музыки и декламации. Ю. Эльснером написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам. Некоторые его оперы написаны на сюжеты из польской истории – “Лешек Белый”, “Король Локетек’, “Ягелло в Тенчине”. Темы многих его сочинений основаны на национальном музыкальном фольклоре, который мы неоднократно будем наблюдать у композитора – романтика, последователя и ученика Ю. Эльснера Фридерика Шопена. Известный нам уже “шопеновед” Ю. Кремлев в своем труде о Шопене отметил: “Эльснера нельзя назвать ни гениальным композитором, ни смелым новатором. Но в меру своих сил он начал формировать польское национальное, музыкальное искусство, сочетающее интонации родного фольклора с использованием и претворением западноевропейских традиций”. [8, 254] В исторических операх, написанных Ю. Эльснером, утверждается новый тип увертюры, в которой за медленным вступлением следует быстрая часть, по характеру представляющий собою один из польских танцев– полонез или краковяк. Встречаются в его вокальных сочинениях мазурки, а также думы, которые оказали непосредственное влияние Шопена. Национальным своеобразием отмечены также его инструментальные произведения, особенно сонаты, в которых он ввел мазурку и краковяк.

Немалую роль сыграла Мария Шимановская, которую А. Мицкевич ( польский поэт) в посвященном ей стихотворении назвал “ царицей звуков” в формировании национального стиля польской музыки дошопеновского периода. В композиторском творчестве она опиралась на интонационно – ритмические особенности польских народных танцев и песен. Шимановская сочетала фольклорную основу с классическими традициями западно– европейской музыки, что и в дальнейшем делал Фридерик. Фортепианные сочинения композитора (прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, ноктюрны, вариации, фантазии) способствовали формированию жанров польской фортепианной миниатюры, получившей позднее высокое развитие в шопеновском творчестве. Мария Шимановская-автор ряда песен на слова французских и польских поэтов (особенно на слова Мицкевича, песня “Alpuharo”- предшественник польской романтической баллады).

“Варшава в пору детства Шопена, - пишет Т. Струмилло,- имела вдоволь произведений, опирающихся на фольклор, а что важнее всего – Варшава в пору молодости Шопена чувствовала попросту пресыщение такого типа музыкой. Предшественникам Шопена не хватало целого ряда качеств для того, чтобы стать подлинными основателями польской национальной музыкальной культуры. Их недостатками были: отсутствие проницательности в усвоении характерных, самородных качеств музыкального фольклора и робость в самостоятельной творческой обработке этого фольклора и “не хватало романтической полноты чувств, черты которой стали едва складываться у некоторых предшественников Шопена, например у Ф. Лесселя”. [ 17, 145]

Музыкальном произведениям вышеперечисленных композиторов были характерны такие элементы как: стилизованная “гамма”, романтические задержания, плагальность, натуральные, гармонические и мелодические модуляции, затухание доминанты, хроматические секвенции септаккордов и трезвучий из двух малых и одной большой терций. Они получили дальнейшее свое развитие в творчестве Шопена.

Таким образом музыкальный национальный стиль Польского Королевства складывался в польской музыке до Шопена и имел на него определенное влияние.