Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
Со второй половины XIXстолетия на концертной эстраде получают большую популярность мелодические гармоники. Эти инструменты, прежде всего, концертины, стали незаменимыми для куплетистов, музыкальных эксцентриков и клоунов в цирках. В их исполнении под аккомпанемент фортепиано звучали песни и романсы, а также несложные миниатюры музыкальной классики.
Среди наиболее известных русских концертинистов с 70-х годов XIXвека выделялась музыкальная труппа семьи Юровых, особенно отец и сын Юровы –Дмитрий Иванович (1862 – 1936) и Пантелеймон Дмитриевич (1901 – 1967). Несколько позже появляются и другие исполнители, такие как Станислав Михайлович Длусский (1853 – ок. 1920), Б.И. Ящинский, А.В. Ротштейн, И.А.Пирожников и др. Помимо множества бытовых песен и танцев в их репертуаре были «Серенада» Э Грига, «Соловей» А.А. АЛябьева, сочинения П.И. Чайковского, Р. Леонковалло, Р.Вагнера.
Особенно широкое распространение на концертной эстраде и в цирке получили мелодические гармони, названные «черепашками» - маленькие инструменты, порой размером со спичечную коробку. Среди клоунов-циркачей, сопровождавших свои выступления игрою на черепашках, с 1880-х годов пользовались большой популярностью Н.Иванов, С.Альперов и др.
Несколько позднее, в начале 20 века черепашка в числе других гармоник часто использовалась в выступлении известного татарского гармониста Файзуллы Кабировича Туишева (1884 – 1958). Эти концерты снискали широкую известность, ему даже доводилось аккомпанировать русские народные песни Ф.И. Шаляпину.
Но все-таки в своем большинстве выступления исполнителей на гармониках были рассчитаны на эстетически недостаточно подготовленную публику. Преобладающим стилем выступления гармонистов в те годы был «театрально-цирковой». В числе основных художественных критериев игры были не только слуховые, а и визуальные впечатления. Важно было не столько музыкальное качество исполняемого, сколько зрелищность сама по себе – всевозможные цирковые манипуляции с инструментами, умение владеть самыми разными по величине гармонями, вплоть до самых крошечных. Многие стремились поразить публику обилием инструментов и техникой игры на всех их видах, экстравагантными костюмами, актерским «обыгрыванием» исполняемого репертуара. Без этих атрибутов игра на несовершенном инструменте недостаточно образованного гармониста, обладавшего в лучшем случае отличными природными данными, просто не могла быть воспринята широкой публикой, не говоря уже о восприятии неподготовленными слушателями серьезной музыки. Такой стиль исполнительства сохранялся на протяжении нескольких десятилетий.
Наиболее значительным исполнителем на черепашке был выдающийся русский куплетист Петр Елисеевич Емельянов (1852 – 1916). Это музыкант вошел в историю национального русского музыкального искусства не только как «единственный знаменитый в России и во всей Европе концертинист-виртуоз на русских аккордеон-гармониях (собственной системы) с семью, шестью, пятью, четырьмя, тремя и двумя клапанами и неподражаемый певец «песен-куплетов» собственного сочинения и народных «песен-скороговорок», собранных и записанных им в разных губерниях», но и как яркий чтец-рассказчик, танцор, балалаечник и эстрадный артист.
Не зная нот, но обладая феноменальным слухом, Невский исполнял достаточно сложные произведения русских и зарубежных композиторов. В репертуар артиста входили многочисленные русские народные песни, танцы, попурри и фантазии, отрывки из классических произведений М.Глинки, П. Чайковского, А. Рубинштейна, Г.Венявского, Дж. Верди, Р. Вагнера и др.
В конце 1891 года Петр Невский, «первый просветитель русской гармонии», предпринимает длительную гастрольную поездку по зарубежным странам. Он посетил Турцию, Францию, Англию, Бельгию, Чехословакию, Германию. Во Франции на долю артиста выпал наибольший успех. Музыканта принимали театры и концертные залы Лиона, Дижона, Марселя, Тулона, Ниццы, Бордо, Тулузы, Гавра, Руана. Шквал слава обрушился на русского самородка. Франция была покорена мастерством и самобытностью артиста.
Невский был первым гармонистом, выступившим в концерте вместе с симфоническим оркестром: в 1909 году вы Кисловодске и в 1912 году в Ессентуках. Необычайная музыкальная одаренность Невского помогла ему, неграмотному музыкально, выпустить в 1893 году свой самоучитель. Представленный а нем репертуар включал 14 пьес: марши, вальсы, русские народные песни.
Играл Невский в основном на однорядных гармонях так называемых «черепашках», в конструкцию которых он уже в начале своей творческой карьеры внес существенные изменения. Гармони, получившие наименование «черепашки Невского» или «Невские хроматические гармони», по существу явились первыми хроматическими образцами «черепашек» и получили широкое распространение в конце XIXи началеXXвека, особенно среди эстрадных и цирковых музыкантов. Именно с «черепашкой» в начале своей концертной деятельности нередко выступал В.В.Андреев под аккомпанемент фортепиано, а с созданием кружка балалаечников – в оркестровом сопровождении, исполняя достаточно сложный в то время репертуар, включая и классику. Для этого инструмента Андреевым были написаны вальсы «гармоника» и «Воспоминание о Кавказе».
Гармони вскоре после своего появления в России начали решительно вытеснять весь ранее бытовавший народный инструментарий. Они стали незаменимыми в традиционных формах организации досуга в селах: на посиделках, вечерках, народных гуляниях, свадьбах, проводах молодежи в армию и т.п. К середине XIXвека, согласно сведениям этнографов, гармони «заменяют прежние музыкальные инструменты». Цены на отдельные виды тульских гармоней составляли всего 15 копеек за один экземпляр, а оптовые доходили до 6 копеек за штуку. В этом была одна из причин массового распространения гармоней.
Уже во второй половине XIXстолетия гармонь распространяется не только в русской этнической среде, она получает необычайную популярность у многих народов России и становится инструментом всероссийским.
Появляются различные национальные виды гармоней: «татарская». Приспособленная к особенностям национальных звукорядов; «тальянка», получившая большое распространение как среди русских, так и среди татар, башкир, чувашей, марийцев, грузин, осетин и т.д.
Фольклорная русская гармоника была мало рассчитана на профессиональное исполнительство в концертном зале. Между тем, у профессиональных гармонистов гармонь звучала на сценах театров-балаганов, в залах купеческих клубов, на подмостках кафешантанов и т.п.
Особое признание в конце XIX– началеXXвека получил гармонист Петр Федорович Жуков (1864 – ок. 1931), выступавший с двух- и трехрядной петербургской гармонью на народных гуляниях, покоривший публику выразительностью своей игры и мастерством импровизации. Этот музыкант является организатором первого профессионального дуэта гармонистов. Василий Николаевич Иванов, известный как Вася Удалой (1877 – 1936), играл на трехрядной венке исключительно по слуху. Он выступал в ресторанах, купеческих компаниях, а также с хором им. Пятницкого, аккомпанировал певице и собирательнице народных песен О. Ковалевой. Исполнитель буквально поражал слушателей своими вариациями на темы народных песен и сочиняемыми в процессе игры фантазиями-импровизациями. Большую известность получили и многие другие исполнители данного периода времени: Арсений Иванович Гурьевский (1888 – 1942), Симон Львович Коломенский (1876 – 1943), Александр Иванович Коротаев (1892 – 1965).
Еще более популярными были на эстраде ансамбли гармоней: дуэты в составе Петра Федоровича Жукова и Николая Федоровича Монахова, Ивана Михайловича Соловьева и Георгия Захаровича Бруева, дуэт братьев Никифора Ивановича и Александра Ивановича Мироновых.
Из трио гармонистов следует упомянуть коллективы под управлением А.В.Кузьмина, Ф.Д. Чекменева и И.М. Соловьева.
Обели немалую известность и небольшие коллективы из 4 - 5 человек, именовавшие себя «оркестрами гармонистов». Это были ансамбли диатонических инструментов под управлением Н.П. Машнина, В.С. Варшавского, В.П.ж Малявкина, С.Л. Коломенского, Г.Л. Лебедева и др. В этих коллективах исполнители играли исключительно по слуху. Но были и исключения, например, оркестры В.С. Варшавского и Н.И. Белобородова в конце 19 века состояли из хроматических гармоней и ориентировались на нотную письменность. Репертуар таких ансамблей состоял обычно из непритязательных вариаций на темы русских народных песен, романсов, популярных танцевальных жанров –вальсов, мазурок, полек, кадрилей, венгерок и т.д. Лишь изредка встречались несложные миниатюры музыкальной классики. Главной сферой распространения гармони стали разнообразные проявления музыкального досуга. Это влекло за собой все более активное развитие гармонного промысла.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)