Творчество
Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
Драмы. Пьесы. Книги. * «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — 1830, А. С. Пушкин, драма * «Моцарт на пути в Прагу». — Эдуард Мёрике, повесть * «Амадеус». — Питер Шеффер, пьеса. * «Убийство Моцарта». — 1970 Вейс, Дэвид, роман * «Возвышенное и земное». — 1967 Вейс, Дэвид, роман
Фильмы * Моцарт и Сальери — 1962, реж. В. Гориккер, в роли Моцарта И. Смоктуновский * Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери — 1979, реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин, И.Смоктуновский в роли Сальери * Амадей — 1984, реж. Милош Форман, в роли Моцарта Т. Халс * Очарованные Моцартом — 2005 документальный фильм, Канада, ZDF, ARTE, 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн * Известный искусствовед Михаил Казиник о Моцарте, фильм «Ad Libitum» * «Моцарт» — двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия». * «Маленький Моцарт» — детский мультсериал, основанный на реальной биографии Моцарта.
Мюзиклы. Рок-оперы * Mozart! — 1999, музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце * Mozart L'Opera Rock — 2009, создатели: Albert Cohen/Dove Attia, в роли Моцарта: Mikelangelo Loconte
Произведения
Оперы * «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория * «Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст * «Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун» * «Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони * «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина * «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль) * Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна * «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль) * «Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа * «Тамос, король Египта» (Thamos, Konig in Agypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера * «Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф * «Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль) * «Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006) * «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781 * «Похищение из сераля» (Die Entfuhrung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль * «Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783 * «Обманутый супруг» (Lo sposo deluso) * «Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия * «Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф. * «Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787 * «Так поступают все» (Cosi fan tutte), 1789 * «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791 * «Волшебная флейта» (Die Zauberflote), 1791. Зингшпиль
Другие произведения
17 месс, среди которых: * «Коронационная», (1779) * «Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)
* «Реквием», KV 626 (1791) * Часть «Реквием» Моцарта " * около 50 симфоний, в том числе: * «Парижская» (1778) * № 35, KV 385 «Хаффнер» (1782) * № 36, KV 425 «Линцская» (1783) * № 38, KV 504 «Пражская» (1786) * № 39, KV 543 (1788) * № 40, KV 550 (1788) * № 41, KV 551 «Юпитер» (1788) * 27 концертов для фортепиано с оркестром * 6 концертов для скрипки с оркестром * Концерт для двух скрипок с оркестром (1774) * Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779) * 2 концерта для флейты с оркестром (1778) * № 1 Соль мажор (1778) * № 2 Ре мажор * Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор (1777) * Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор (1791) * Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор (1774) * 4 концерта для валторны с оркестром: * № 1 Ре мажор (1791) * № 2 Ми-бемоль мажор (1783) * № 3 Ми-бемоль мажор (между 1784 и 1787) * № 4 Ми-бемоль мажор (1786) 10 серенад для струнного оркестра, в том числе: * «Маленькая ночная серенада» (1787) * 7 дивертисментов для оркестра * Различные ансамбли духовых инструментов * Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты * 19 сонат для фортепиано * 15 циклов вариаций для фортепиано * Рондо, фантазии, пьесы * Более 50 арий * Ансамбли хоры, песни
*Каноны