logo search
История детской музыки

Детские пьесы с. Майкапара, Гедике, Глиэра.

Майкапар Самуил Моисеевич (1867 - 1938). Русский советский композитор и музыкальный писатель, пианист - педагог, профессор Ленинградской консерватории.

Создал большое количество произведений для ф -но: сонаты, вариации (лирические, фантастические), 2 серии пьес «Мимолетные мысли» - это репертуар взрослых пианистов.

Для детей сочинил многочисленные ф -ные пьесы, в том числе сборники: «Первые шаги» и

«Бирюльки» - для начинающих

«Театр марионеток»

«12 альбомных листков для юношества» и

«Маленькая сюита в классическом стиле» - для юношества, а также прелюдии, вариации и сонатины.

Помимо педагогической и композиторской деятельности написал несколько книг: «Музыкальный слух» (1990), часто упоминается в работах исследователей по музыкальному восприятию, «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927), «Как работать на рояле» Беседы с детьми (вып. В 1963 г.).

Пьесы М. для детей разнообразны по содержанию: мир детских интересов, развлечений: Маленький командир, Конница едет, Дружные ребята; персонажи сказок: «Падчерица и мачеха», «Семимильные сапоги»; образы природы: «Весною», «Облака плывут», много пьес танцевального характера: Вальс, Гавот, Полька, Менуэт.

Конкретные яркие образы, простая форма выражения - вот что привлекает маленьких исполнителей и слушателей пианистов в музыке М. И не случайно его произведения, хотя и написаны давно, звучат в исполнении юных пианистов и входят в репертуар музыкальных школ.

Сегодня мы познакомимся со сборником «Бирюльки», опус 28.

Избранные: Музыкальная шкатулочка, Похоронный марш, Колыбельная, Песня моряков, Легенда, Прелюдия и фугетта, Эхо в горах, Гавот, Весною, Семимильные сапоги, На катке, Облака плывут, Романс, Всадник в лесу, В садике, Пастушок, Полька, сказочка, Мотылек.

Гедике Александр Федорович (1877 - 1957), русский советский композитор, пианист и органист, профессор Московской консерватории по классу ф -но, органа, камерного ансамбля. Из семьи, давшей несколько поколений музыкантов в России (немецкого происхождения). Написал около 200 легких пьес для ф -но, 50 упражнений. Есть у него и крупные сочинения - оперы, симфонии, кантаты, но ф-ные произведения, адресованные детям и юношеству, представляют особую ценность в его творческом наследии. Их он писал на протяжении всей своей жизни. Многолетний педагогический опыт позволял ему создавать пьесы не только интересные по образам, но и полезные в отношении развития навыков игры на рояле. Всем хорошо известны такие пьески для начинающих как Заинька, Колыбельная, Танец, ор. 36; (Русская песня, Вальс, Караван в пустыне, Героическая песня), многочисленные прелюдии, этюды и целый ряд других произведений.

Глиэр Рейнгольд Морицевич (1975 - 1956), русский советский композитор и дирижер, профессор Киевской и Московской консерваторий.

Глиэр был прекрасным педагогом. У него учились многие выдающиеся советские композиторы - С Прокофьев, Н Мясковский, Н. Раков. Прокофьев, занимавшийся у Г., будучи еще ребенком, впоследствии писал: «Как -то так выходит, что кого из композиторов не спросишь, он оказывается учеником Глиэра, или прямым, или «внучатым», то есть учеником ученика. И все с удовольствием вспоминают времена занятий с Рейнгольдом Морицевичем. Объясняется это тем, что он, как тонкий педагог, умел проникнуть в душу своего ученика. Он не навязывал сухую материю, которую ученику может быть и надо было знать, но которую последний еще не был расположен принять. Глиэр умел угадывать интересы своего питомца и старался расширить их в нужном направлении». К Прокофьевым Г. Часто приезжал в Сонцовку, где протекало детство Прокофьева, и где он руководил занятиями П. по композиции и теории музыки. П. вспоминал, что Г. интересовался и детскими забавами ученика, часто принимал участие в его играх. «После занятий, - вспоминал П., - он непрочь был сыграть партию в шахматы или крокет, или принять вызов на дуэль на пистолетах, стрелявших при помощи пружины, чем окончательно покорил мое сердце» (С.С. Прокофьев «Автобиография»).

Г. Часто встречался с детьми, играл им свои произведения, беседовал. Много внимания уделял учащимся муз школы г. Ташкента, носящей его имя, часто приезжал к ним, следил за творческим ростом учеников, присутствовал на экзаменах и концертах.

Детям и юношеству Г. адресовано большинство ф -ных пьес композитора.

Большое число их объединено в тетради (я знаю с 1 по 8, ор. 12, 1876, ор. 38, 1883, ор.43, 1886, ор. 47, 1886, , ор. 54, 1898, ор.57, 1893, ор. 62, 1894 - 95).

Пьесы Г. отличаются мелодичностью, пластичностью, искренностью выражения чувств. Лиризмом и задушевностью привлекают такие ф-ные произведения как Романс, Ариетта, Мелодия, пастораль, Листок из альбома, Колыбельная. Есть и драматичные пьесы: Прелюдия, (ор. 16 №1). Часто композитор обращается и к образам природы: Утро, Вечер, В полях.

Достоинство пьес Г. не только в том, что они мелодичны, красив, ярки по образам, композитор в них разрешает определенные педагогические задачи: развитие певучего звука, разных видов техники и др.

Прозвучат хорошо известные вам Монгольская песенка и Рондо из ор. 43 №6.

Детские пьесы есть и у Н. Мясковского (сб. «10 очень легких пьесок»), С.Ляпунова, В. Косенко (в т.ч. Детский альбом для ф-но), М. Красева (детские пьесы для ф-но), А. Парцхаладзе (в т.ч. Детский альбом для ф -но), М. Раухвергера, Н. Любарского (многочисленные д.п.), И. Беркович, А. Хачатуряна ( в т.ч. Детский альбом для ф-но), В. Волкова (в т.ч. сборники детских ф-ных пьес), А. Жилинского, Ю. Слонова (больше известен как песенник - около 300 песен, в то числе сборники для детей дошкольного и школьного возраста, но есть и интересные ф-ные пьесы для детей), Н. Ракова (множество д.п.), Е. Гнесиной (в т.ч. сб. «Пьески - картинки»); В. Витлина.