logo search
Семинарское занятие

Современный музыкальный проект в сша – его программы и значение для музыкального воспитания. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века

Можно сказать, что всестороннее музыкальное мастерство как основа сегодняшних программ Современного музыкального проекта включает овладение навыками и понимание каждого из трех основных элементов музыкального мастерства: композиции, анализа (путем чтения нот и слухового восприятия) и исполнения. Во всесторонней программе овладение этими навыками основывается на понимании и умении пользоваться элементами, общими для музыки всех времен и стран. Эти общие элементы можно представить в форме следующей схемы:

А. Звук, которому присущи такие свойства, как:

1. Высота:

а) горизонтально («мелодия»),

б) вертикально («гармония»),

2. Продолжительность (ритм).

3. Качественная характеристика:

а) тембр,

б) динамика,

в) регистр.

Б. Эти звуковые элементы используются для создания формы (включая случаи, когда четкая форма отсутствует).

В. Каждое музыкальное произведение должно рассматриваться во всесторонней связи, учитывая стилистический, исторический, культурный и другие аспекты,

На начальном этапе изучения музыки упор делается скорее на понимание, а не на навыки; однако на всех уровнях изучение этих общих элементов следует проводить на богатом и разностороннем репертуаре.

Мы убеждены, что схема этих общих элементов применима к народной музыке многих культур и ни в коей мере не ограничивается музыкой западного мира. Мы также считаем, что она создает все условия для восприятия музыки всех культур и является реальной основой для взаимопонимания между музыкантами разных стран.

Одной из основных целей всестороннего музыкального образования является развитие у обучающегося — вне зависимости от того, на каком уровне он закончит свое музыкальное образование,— способности правильно оценивать музыкальные явления, с которыми ему придется столкнуться как любителю или как профессионалу. Программы должны стремиться к тому, чтобы к моменту окончания обучения учащийся смог объединить свои разнообразные познания и навыки в единое целое, причем синтез этот не должен оставаться статичным, раз и навсегда установленным; наоборот, он должен способствовать дальнейшему развитию понимания музыки. На основе этого синтеза учащийся в состоянии будет правильно оценивать музыкальные явления благодаря всестороннему знакомству с музыкальной литературой через три основные компонента музыкального мастерства. Если к моменту окончания школы учащийся не подготовлен к такой самостоятельной деятельности, значит, система образования потерпела провал.

Кроме того, всестороннее музыкальное мастерство подразумевает, что занятия по овладению им должны проводиться на всех уровнях, начиная с первых шагов приобщения учащегося к музыкальной культуре до последних этапов профессионального образования на уровне университетов. Учебный план можно себе представить в виде спирали, на витках которой отдельные музыкальные дисциплины отличаются степенью углубленности подхода, а не содержанием. Кроме того, мы считаем, что такого понимания музыки должны достичь все учащиеся, независимо от того, собираются ли они стать исполнителями, композиторами, музыковедами, преподавателями или просто хорошо подготовленными любителями.

Если мы хотим расширить горизонт наших учащихся и будущих музыкантов-профессионалов и улучшить их понимание музыки прошлого, настоящего и будущего, мы со своей стороны должны научиться более широко смотреть на вещи, и только личный пример музыканта-педагога может привести к действительным переменам. Двумя основными факторами, которые могут вызвать перемены в наших учащихся, являются их активное участие и личный пример педагогов. Мы стараемся вовлечь учащихся в активные занятия всеми видами музыки и развить понимание общих ее элементов. Мы надеемся, что учащиеся будут следовать примеру того музыканта, который в действительности олицетворяет дух всестороннего музыкального мастерства. В рамки термина «музыкальное воспитание» входят: пассивное и активное слушание музыки как с помощью разнообразных технических средств, так и непосредственно на концертах; массовое обучение сознательному слушанию музыки по запланированной программе; участие в музыкальном исполнительстве во всех классах общеобразовательных школ; профессиональное обучение будущих музыкантов — исполнителей, педагогов, исследователей и композиторов. Решающим аспектом музыкального воспитания автор считает общую программу музыкального воспитания, то есть музыкальную программу общеобразовательной школы.

К числу характерных черт музыкального воспитания в XX веке относится использование технических и электронных средств, большое число детей, занимающихся музыкой, высокий уровень профессионального мастерства, огромные средства, затрачиваемые на музыку во всех ее аспектах. Однако наиболее важной отличительной чертой является тенденция строить музыкальное обучение на активном участии ученика в музыкальном творчестве. В современных программах по музыкальному воспитанию такое обучение музыке называют разными терминами, такими, как импровизация, сочинительство, спонтанное музицирование, композиция и т. д. Но как бы ни называли этот вид деятельности, именно он является той характерной особенностью музыкального воспитания нашего века, которая призвана определить, станет ли музыкальное воспитание жизнеспособной, плодотворной и неотъемлемой частью образования человека, или же оно будет одной из тех дисциплин, в которых тренируют избранное меньшинство, способное стать хранителями славных традиций прошлого, и несколько большую группу знатоков, способных покупать искусство этих обученных талантов.

Сколько бы ни обучать исполнительству ради самого исполнительства или сколько бы ни заниматься скучными академическими уроками музыки, все это не сформирует музыканта или слушателя музыки. После 40 лет существования таких программ в общеобразовательных школах становится очевидным, что они привели к созданию огромной аудитории для такой музыки, которую нельзя рассматривать как выражение хорошего музыкального вкуса. Поэтому из всех направлений музыкального воспитания XX века творческое музицирование является не только единственным в своем роде, но и самым важным фактором, способным воспитать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего.

Исторически новые идеи, стили и направления не являются созданием одной человеческой личности; не появляются они и на пустом месте. Для их созревания наступает благоприятный момент. В этом смысле в XX веке мы были свидетелями того, как в разных формах, в разное время и в разных местах творческое музицирование вводилось в общую программу музыкального воспитания. Интерес к творческому музицированию проявлялся в разных формах — в джазе, в возрождении интереса к музыке барокко и Ренессанса, в интересе к музыке западных культур и народной музыке, к электронной музыке, к импровизации как приему музыкального воспитания. Джаз является такой формой музыкального выражения, которая полностью основана на спонтанности и импровизации. Музыка барокко также предоставляет возможность для импровизации. Такие же богатые возможности для импровизации имеются и в музыке Возрождения, хотя она менее доступна. Музыка Востока и Африки также открыла утонченному знатоку музыки и экспериментирующей молодежи широкие горизонты для импровизации. Различные лады, инструменты, характерные мелодические обороты и ритмические модели являются основой для необычных видов импровизации. Интерес к музыке экзотических культур тесно связан с возрождением интереса к народной песне и с интересом к созданию народной песни. Электронная музыка в целом также является разновидностью импро­визации.

Сторонники творческого музицирования есть среди деятелей музыкального воспитания любой страны, способной выдвинуть программу обучения не только профессиональных музыкантов, но и массового слушателя. Орф, Кодай, Рендерер внесли, каждый по-своему, большой вклад в пропаганду импровизации в музыкальном воспитании. Кроме этих широко известных музыкантов, почти в каждой стране есть педагоги, занимающиеся развитием творческого музицирования. Наступил тот момент, когда идея музыкального творчества созрела для практического использования. Ее следует взять на вооружение в той или иной форме, или будет упущена самая многообещающая возможность, которую имело музыкальное воспитание за всю свою историю.

Если педагоги-музыканты, в особенности те, кто отвечает музыкальное воспитание в начальных и старших классах общеобразовательных школ, упустят возможность направить музыкальную деятельность своих воспитанников через творчество к восприятию и пониманию прошлых и нынешних музыкальных традиций всех народов, то тем самым работа этих педагогов окажется бесплодной.