2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
В первые годы войны в искусстве игры на русских народных инструментах проявилась тесная связь репертуара не только с народными песнями и плясками, но и с современными массовыми песнями. В бытовом музицировании наибольшее значении приобрели задушевные, лирические, а также шуточные и веселые песни, которые придавали солдатам новый заряд бодрости и энергии. В числе этих песен – «Вечер на рейде» и «Играй, мой баян» В.П.Соловьева-Седого, «В землянке» К.Я.Листова, «В лесу прифронтовом» М.И. Блантера, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек» А.Г.Новикова.
В русских народных оркестрах, находившихся в составе фронтовых и прифронтовых ансамблей песни и пляски, важную роль играло сопровождение строевых и маршевых песен. Имеющих патриотическое содержание. Первое место по популярности, несомненно, принадлежало «Священной войне» А.В.Александрова, получившей особую известность в исполнении Хора и оркестра русских народных инструментов Краснознаменного ансамбля песни и пляски. В репертуаре этого Хора звучали многие песни военной тематики, созданные В.Г. Захаровым. Среди них – «Ой, туманы, мои, растуманы», «Про пехоту», которые опирались на интонационный строй русского фольклора. Собственно народно-инструментальные произведения пока не создавались, потому что задачи, обусловленные военной обстановкой, требовали музыки, которая, прежде всего, была бы насыщена конкретной сюжетно-текстовой программностью.
В 1943 – 1945 годах, когда возобновляется активная деятельность профессиональных коллективов, естественно, усиливается потребность в специально создаваемой для них музыке. Появляются обработки русских народных песен Владимира Александровича Дителя (1907 – 1979), из которых обработка «Коробейники» и по сегодняшний день постоянно звучит в репертуаре Государственного оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. В 1943 году возникают крупные циклические сочинения – «Белорусская сюита» Г.С.Фрида, сюита «В деревне» С.Н. Василенко. Обращение к тембрам русских народных инструментов становится внутренней потребностью многих композиторов, стремившихся выразить в своих сочинениях глубокие патриотические чувства.
Наиболее значительным из таких сочинений стала Симфония-фантазия для русского народного оркестра, о.85, написанная в 1943 году видным отечественным композитором Р.М.Глиэром (1874 – 1956). Это произведение стало первым опытом создания симфонического цикла, основанного на русских народных эпических образах. Обращение к эпосу было характерно для советской музыки периода Великой Отечественной войны.
Другое крупной сочинение для баяна появляется в 1944 году. Это первый образец баянной сонаты. Ее автор – Николай Яковлевич Чайкин (1915 – 2000). Соната h-moll представляет собой лирико-драматическое повествование, построенное на песенно-романсовых интонациях. На основе народной сферы создается подлинно симфоническое сочинение, с множеством связей между частями. Лирические песенные темы подвергаются всестороннему развитию – вычленению отдельных мотивов, их сопоставлению, полифоническим соединениям.
Яркость тем, незаурядное мастерство их развития, общая драматургическая стройность – все это делает Первую сонату Н.Я.Чайкина значительным явлением в баянном исполнительстве. Именно она заложила основу академического направления в становлении баянного искусства. В этом произведении широко раскрываются полифонические возможности баяна. Насыщенность музыкальной ткани в партии правой руки потребовала от исполнителей новых аппликатурных решений. Не менее примечательно стремление композиторов преодолеть традиционный басо-аккордовый аккомпанемент в левой клавиатуре баяна. Это проявляется в увеличившейся подвижности баса, ему нередко поручаются тематически ведущие голоса многоголосной фактуры.
Сочинения Р.Глиэра и Н. Чайкина стали еще одним убедительным подтверждением того, что русские народные инструменты являются художественно перспективными для выражения национального начала не только в бытовой, но и в академической сфере музыкального искусства. К примеру, Соната h-moll Н. Чайкина на протяжении нескольких последующих десятилетий стала одним из самых репертуарных баянных произведений для исполнителей не только нашей страны, но и стран Зап. Европы. Америки и Азии.
Значение обоих произведений для истории народного инструментального исполнительства очень велико. Они со всей очевидностью выявили необходимость дальнейшей профессионализации данной области музыкального искусства.
Становление профессионального и любительского музицирования как в РСФСР, так и в других республиках страны, с особой остротой поставило задачу дальнейшей академизации, а, следовательно, открытия новых кафедр и отделений в музыкальных учебных заведениях. Развитие народного инструментального искусства в военные годы не только не прекратились, но и существенно активизировалось. В это время русские народные оркестры и их инструменты стали важнейшим средством мобилизации духовных сил советского народа в борьбе против врага.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)