Послесловие
На протяжении многих лет моей деятельности как музыканта и педагога накопилось достаточное количество статей, лекций и докладов, из которых я отобрал помещенные здесь тексты. Слегка их переработал, сохраняя все же характер разговорной речи. Статья «Об интерпретации музыки минувшего» написана в 1954 году, это мое первое письменное заявление на эту тему и вместе с тем кредо родившегося в то же время коллектива «Concentus Musicus». Раздел, открывающий книгу «Музыка в нашей жизни», — это благодарственная речь, провозглашенная после присуждения мне премии имени Эразма в Амстердаме в 1980 году и наиболее поздний текст этой книжки.
При отборе я учитывал, прежде всего, общие темы. Статьи, посвященные Монтеверди, Баху, Моцарту или композиторам, на чьей музыке я концентрируюсь в своей практике, исключал, поскольку предусматриваю для них отдельную публикацию.
Выражаю особую благодарность госпоже др. Иоганне Фюрштауэр, которая собрала и привела в порядок все тексты. Без нее эта книжка не смогла бы появиться.
Николаус Арнонкур.
1* Автор имеет в виду 50-80 годы XX века. (Прим. ред.)
2 У Н.А. — Werktreue, «верность произведению» (Прим. ред.)
3Речь о динамике одиночного звука. (Прим. ред.)
4 Устройство в органе, которое, ритмически вибрируя, изменяет давление воздуха в трубах, вследствие чего происходит колебание звука по амплитуде (Прим.ред.).
5 Название происходит от длины самой нижней, наиболее длинной трубы (8 футов или 243,8 см.) органного регистра Principal; соответствует звуку «До» большой октавы на рояле. (Прим. ред.)
6«Vielschreiber»: Viel - много, schreiber - тот, кто пишет. (Прим. ред. ).
- Музыка в нашей жизни
- Об интерпретации старинной музыки
- Понимание музыки и музыкальное образование
- Проблемы нотации
- Артикуляция
- Звуковые системы и интонация
- Музыка и звучание
- Старинные инструменты — да или нет?
- Реконструирование оригинальных звуковых условий в студии
- Приоритеты или иерархия различных аспектов
- В иола да браччо и виола да гамба
- Скрипка — сольный барочный инструмент
- Барочный оркестр
- Взаимосвязь слова и звука в инструментальной музыке барокко
- От барокко к классицизму
- Появление и развитие языка звуков
- Программная музыка — opus 8 Вивальди
- Стиль итальянский и стиль французский
- Австрийские барочные композиторы — попытки согласования стилей
- Телеман — смешанный стиль
- Барочная инструментальная музыка в Англии
- Кончерто-гроссо и трио-соната у Генделя
- О чем говорит нам автограф
- Танцевальные формы — сюиты Баха
- Французская барочная музыка — впечатляющая новизна
- Французская опера: Люлли — Рамо
- Раздумья оркестрового музыканта на тему письма в. А. Моцарта
- Послесловие