2. Александр Порфирьевич бородин (1833—1887)
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов
Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
- 1. Михаил Иванович глинка (1804—1857)
- 2. Александр Порфирьевич бородин (1833—1887)
- 3. Модест Петрович мусоргский (1839—1881)
- 4. Пётр Ильич чайковский (1840—1893)
- 5. Николай Андреевич римский-корсаков (1844—1908)
- 6. Александр Николаевич скрябин (1872 - 1915)
- 7. Сергей Васильевич рахманинов (1873 - 1943)
- 8. Игорь Фёдорович стравинский (1882-1971)
- 9. Сергей Сергеевич прокофьев (1891—1953)
- 10. Дмитрий Дмитриевич шостакович (1906 - 1975)
- 7. Опера как универсальный жанр музыкального искусства. Опера в Италии. Оперные театры Франции, Германии. Оперетта. Современная опера. Мюзикл. Рок-опера. Выдающиеся оперные исполнители.
- 8. Балет. Истоки балета. Дивертисмент как предшественник балета. Становление балета во Франции в 17-18 вв. Русская балетная школа.
- 12. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Белорусские композиторы, исполнители и исполнительские коллективы.
- 13. Музыкальное искусство мира. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.