logo search
ОСОБЕННОСТИ Х

Особенности настройки клавишных инструментов.

На старинных клавишных инструментах невозможно было играть во всех тональностях. Этому препятствовали квинты и терции в натуральном строе. Акустически точная настройка квинт и терций приводила к тому, что в одних тональностях они звучали чисто, а в других - (тональностях с большим количеством ключевых знаков) – фальшиво. Поэтому, для клавишных инструментах с закреплённой интонацией, до появления I тома "Хорошо темперированного клавира" композиторы редко сочиняли в тональностях -H-dur и As- dur. И совершено не использовали тональности Fis-dur и Cis-dur. Круг тональностей был сильно ограничен из-за технического несовершенства клавишных инструментов.

Многие композиторы до Баха стремились "прорваться" в область многозначных тональностей, но были неудовлетворенны этими попытками. Большие трудности возникали при модуляциях Музыкально-теоретическая мысль и творческая практика в течение ряда веков пытались разрешить эту проблему. Это стало возможно при новой системе настройки клавишных инструментов - системе ТЕМПЕРАЦИИ. Темперированный, или равномерный, "выровненный" строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на 12 равных полутонов.

Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы применить ВСЕ ТОНАЛЬНОСТИ мажорного и минорного ладов, а, кроме того, позволил бы свободно МОДУЛИРОВАТЬ и пользоваться неисчерпаемыми возможностями ЭНГАРМОНИЗМА.

В XVII веке немецкий органный мастер Андреас Веркмейстер сумел применить на практике новую систему настройки клавишных инструментов. Она заключалась в разделении октавы на 12 равных полутонов. Таким образом, квинты и терции были построены не в чистых, натуральных тонах, а в темперированных, искусственных интервалах.

Эта система не сразу получила практическое применение. По словам Я. Мильштейна, "только начиная с Баха все тональности получили "права гражданства", а Бела Барток говорил: "теперь композитор мог смело шагать по всем тональностям".

Таким образом, Бах выступил завершителем вековых исканий в теории и блистательно применил темперацию на практике. Он написал свой цикл "Das Wohltemperierte Klavier" для клавишного инструмента, где уменьшение каждой квинты на 1/108 тона приводит деление октавы на 12 равных полутонов. При таком строе акустически чисто настроены только октавы. Неточность других интервалов настолько мала, что практически не воспринимается на слух. Благодаря новому строю был достигнут ЭНГАРМОНИЗМ и был открыт путь к интенсивному модулированию.

Создавая свой цикл Прелюдий и Фуг известный ми всему миру под названием "Хорошо темперированный клавир", Бах поставил перед собой вполне определённую цель - ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями. И тем самым, показать несомненное преимущество темперированной настройки перед общепринятым натуральным строем.

Стиль Баха – гармонии основаны на септаккордах побочных ступеней.

Copyright © Андреева Е. Г.

ОСОБЕННОСТИ Х.Т.К.

Создавая циклы Прелюдий и Фуг,

Бах поставил перед собой следующие цели и задачи:

многие из которых до того времени не были в употреблении, например,

Fis-dur, es-moll, Cis-dur, Des-dur, b-moll, H-dur, gis-moll

темперированной настройки перед натуральным строем.

Понятие «Тема» (Tema) и «Сюжет» (Soggetto) были для Баха едины

т. е. полностью совпадали по своему значению

СВЯЗЬ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ В МАЛОМ ЦИКЛЕ МЕЖДУ СОБОЙ

Название сборника Хорошо. Темперированный Клавир

Слово КЛАВИР – подразумевает, что этот сборник был написан для всех видов клавишных, но приоритет был за фортепиано.

Слово ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ – связано с особым видом настройки инструмента. Раньше существовал акустически более точный вид настройки клавишных инструментов - натуральный. Во II половине XVII века стали использовать темперированный вид настройки, при которой акустически чисто настраивались октавы, а в её пределах были 12 равных отрезков по ½ тона.

Темперированный строй открыл дорогу такому явлению, как ЭНГАРМОНИЗМ.

Слово ХОРОШО – подразумевает равенство всех тональностей, а это значит, что . отныне нет тональностей:

- хороших и плохих

- привычных и непривычных

- удобных и неудобных

Порядок расположения тональностей в Х.Т.К.

Тональности расположены вверх по хроматической гамме, чередуя мажор с одноименным минором.

В этой последовательности чередуются тональности:

Для каждой тональности предназначался инструментальный цикл

из 2-х пьес – диптих, или малый цикл,

состав которого был всегда один и тот же –

ПРЕЛЮДИЯ и ФУГА

ПРЕЛЮДИЯ – пьеса, свободная от каких-либо установок и правил. Прелюдии различны по масштабам, по техническим сложностям, по форме, по фактуре и по кругу образов.

ФУГА – это полифонический жанр (и форма), связанная со строжайшей системой, с определёнными правилами. Хотя в пределах этих правил допускаются варианты.

Copyright © Андреева Е. Г.

Композиционные особенности Прелюдий Баха:

они имеют 3 основных раздела:

I - самый короткий - показ тональности (T – S – В – T)

II - самый большой - уход из тональности, модуляции и отклонения в родстенные тональности

III – возвращение в основную тональность. Чаще всего Бах использует здесь органный пункт на D. А иногда, после этого о/п, следует органный пункт на T. При этом, в фактуре могут появиться дополнительные голоса и многоголосные аккорды.

Прелюдии в Х. Т. К. – это зеркало эпохи, в каждой сосредоточены черты, присущие жанрам эпохи Барокко:

Разновидности фуг в Х.Т. К

В I томе есть только одна фуга на 2 голоса - № 8 e-moll

и две фуги на 5 голосов - № 4 cis-moll и № 22 b-moll

11 фуг 3-х голосных

10 фуг 4-х голосных

Во II томе фуги 3-х или 4-х голосные

Двойная фуга - II том № 18 gis-moll

Тройная фуга - I том № 4 cis-moll и II том – № 14 fis-moll

Фуги I-го тома, с песенно-танцевальной темой - c-moll, Cis-dur, F-dur, B-dur

Стретты использованы в фугах:

C-dur, cis-moll, в-moll, es-moll (?), F-dur, G-dur, g-moll, a-moll, b-moll

Разновидности ответов:

Тональный ОТВЕТ использован в 15 фугах

Реальный ОТВЕТ использован в 9 фугах (+ 2 фуги в Прелюдиях)

Между основными проведениями темы в разных голосах,

между разделами и между изложениями темы внутри разделов

могут быть

ИНТЕРМЕДИИ (intermedius - лат. – находящийся посреди)

ИНТЕРЛЮДИИ (inter - между, ludus – игра)

Copyright © Андреева Е. Г.

Структура ФУГИ

I Экспозиция -exposito лат. изложение - (показ, презентация) –

начальное изложение темы последовательно во всех голосах, т. е. во всех голосовых ракурсах – сколько голосов в фуге – столько и изложений

простой тональный план, контрастные тональности - T - D

II Средняя часть - (разработка) новое изложение темы в различных родственных тональностях, здесь может быть ладовый контраст

Отличительная особенность этого раздела – тональная неустойчивость

III Реприза (reprise – фр.) (reprendere – ит.) – возобновляться, повторяться

Это итог предшествующего развития, могут быть СТРЕТТЫ, сжатие масштаба темы, неполное проведение темы.

Тональное единство, 1 или несколько изложений темы в основной тональности.

После Репризы может быть КОДА - на О/П тоники

(Koda – ит.) (Caude – лат. ) - хвост

Но этой структуры Бах придерживался очень редко и предпочитал

и предпочитал использовать следующую:

I Экспозиция

II Свободная часть

Протяжённость Баховских тем в фугах I тома Х. Т. К.:

Короткие

Мелодии

2 ноты - № 7 E-dur

4 ноты - № 4 cis-moll

5 нот - № 22 b-moll

6 нот - № 19 A-dur

7 нот - № 17 As-dur

11 нот - № 9 E-dur № 16 g-moll

12 нот - № 6 d-moll № 8 dis-moll

13 нот - № 5 D-dur № 12 f-moll № 23 H-dur

15 нот - № 1 C-dur

16 нот - № 13 Fis-dur № 18 gis-moll

Длинные

Темы из 2-х контрастных мотивов

Модулирующие темы

№ 14 - fis-moll

№ 15 - G-dur

№ 20 - a-moll

№ 21 - B-dur

№ 24 - h-moll

№ 5 D-dur

№ 7 Es-dur

№ 9 E-dur

№ 11 F-dur

№ 20 a-moll

№ 21 B-dur

№ 18 - gis-moll

№ 24 - h-moll