logo search
симф картины

А.К. Лядов. «Волшебное озеро», сказочная картинка для оркестра, соч. 58 (Изд. 1909)

 

Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется. Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины.

Человек не может жить в воде, но сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей, и даже еще прекрасней, потому что непостижима для простого смертного. Лишь только легендарный Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...

 

Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. В его четырехтактном эскизном наброске сохранился рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу, который, вероятно, послужил прототипом для написания музыки. Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. Когда Лядова просили сыграть это произведение на рояле, он отговаривался: «что там играть – одна фигурация...» Но все же когда играл, то так, что в каждом звуке рояля словно слышались тембры разных инструментов.

 

Точного программного (литературного) содержания в партитуре нет, как в «Кикиморе» или «Бабе-Яге». Но известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине! А главное – без людей – без их просьб и жалоб – одна мертвая природа – холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».

В этом высказывании композитора таится небольшое противоречие: с одной стороны он говорит, что природа мертвая, холодная и злая, с другой – он сам же ее «оживляет», наделяет волшебным даром. И музыка у него получилась такая же – живая и волшебная. Известный критик и музыковед, современник Лядова, Б.Асафьев определил сущность этого произведения как «лирический симфонический пейзаж». Что такое, в данном случае, лирика? Быть может, та мягкость настроения и прозрачность музыкальной ткани, которая пронизывает все произведение... А может быть, это то удовольствие, с которым работал автор над партитурой? «Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял», - признался как-то Лядов Асафьеву без тени хвастовства, ведь по природе он был человеком скромным, и даже застенчивым.

 

В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Лядов задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сделал этого. Материал, который стал «озером» предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века. Таким образом, замысел композитора воплотился без малого через двадцать лет. И автор, безусловно чувствовал удовлетворение каждым тактом и каждой деталью, чего он всегда искал в произведениях других композиторов, но не всегда находил, особенно в крупных формах.

 

Примечательно одно из писем Лядова к Беляеву, сохранившееся в автографе, где речь идет о музыке А. Скрябина, его современника:

«Господи, да куда же делась музыка? Со всех кусков, со всех щелей ползут декаденты. Помогите, святые угодники! Караул! Я убит, избит, как Дон-Кихот пастухами... После Скрябина Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом. Кажется, сейчас я с ума сойду... Куда бежать от такой музыки?»

Но, видимо, бежать было некуда, действительно некуда. Наступало начало века, и само Время вступало в свои права. Хоть эскиз и был написан Лядовым еще в конце прошлого века, но в уже в 1903-04 году, то есть на пять лет раньше «озера» появилась «Божественна поэма» Скрябина. И «Волшебное озеро», как ни странно, тоже не лишено влияния Скрябинского языка. Кстати, в это же время (1903) была написана оркестровая картина Дебюсси «Море», (есть с чем сравнить).

 

Конечно, кажется, что сами образы волн, волшебства и фантастики требуют именно такого воплощения: короткие мотивы с отсутствием мелодической темы как таковой, гармония с альтерированными тонами (повышенными или пониженными относительно основного лада), прозрачная, легкая оркестровка, приглушенные тембры (con sordini) и струнных, и деревянных духовых, и все это при отсутствии медной духовой группы (труб, тромбонов и тубы), которые обычно играют громче, чем все вышеперечисленные. Все тихо, завороженно, фантастично. Лишь редкие “всплески” оживляют таинственный шелест волн... Но ведь фантастические образы Глинки – совсем иные! И Лядов не воспользовался впрямую языком и средствами родоначальника русской классики.  На первый взгляд, музыка «Озера» скорее вызывает ассоциации со Скрябиным, нежели с кем-то еще, даже с Римским-Корсаковым. Таким образом, «волшебная палочка» в руках Лядова сыграла с ним злую шутку. Хотя, надо отметить, что это сходство касается только лишь самого музыкального языка. Сама эстетика Лядова полностью противоположна Скрябину. Если Скрябин выражает крайние эмоциональные состояния – экстатические, то Лядов напротив – спокоен и гармоничен. Его музыкальная «сказочная картинка» рисует краткий, но очень цельный и  законченный музыкальный образ, как это вообще свойственно Лядову, достойному миниатюристу русской композиторской плеяды.

 

Инна АСТАХОВА