logo search
«История исполнительства на русских наро

2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара

Активизация советского композиторского творчества для русских народных инструментов была вызвана заметным повышением их роли в обществе. Акцентирование праздничных образов. Ликующе-мажорного эмоционального настроя, проявившееся во многих жанрах этого времени было необычайно близким самой природе народных инструментов.

Н.П.Будашкин, А.Н.Холминов, Ю.Н.Шишаков, П.В.Куликов, Г.С.Фрид, получившие профессиональное композиторское образование, особым образом соединили в своем творчестве элементы фольклорного и академического искусства. Эти музыканты, знающие исполнительские возможности русских народных инструментов, имели в то время прочные навыки работы в области симфонической и камерной музыки. Например, Н.П.Будашкин – выпускник Московской консерватории (учился у Н.Я.Мясковского), в семилетнем возрасте освоил балалайку, затем мандолину, во второй половине 20-х годов играл в любительских оркестрах г. Читы. А.Н.Холминов, являясь воспитанником Московской консерватории (класс композиции Е.К.Голубева), свое музыкальное образование начинал в детстве на баяне. Ю.Н.Шишаков, окончивший в 1948 году по классу композиции Институт имени Гнесиных, в военные годы играл на аккордеоне во фронтовом ансамбле, а с й1948 года прочно связал свою творческую деятельность с факультетом народных инструментов института, где до последних дней жизни являлся одним из ведущих педагогов. П.В.Куликов, получивший в 30-е годы образование как композитор, в военные и первые послевоенные годы был дирижером профессиональных русских народных оркестров (в частности, оркестра имени Н.П.Осипова). Г.С.Фрид, окончивший в 1939 году композиторский факультет Московской консерватории по классу В.Я.Шебалина, в военные годы являлся руководителем и дирижером оркестра народных инструментов фронтового ансамбля.

Это позволило композиторам соединить в совеем творчестве элементы фольклорного и академического искусства. Созданные ими народно-инструментальные сочинения смогли войти в концертную и педагогическую практику не только профессиональных, но и любительских оркестров, ансамблей и солистов-инструменталистов.

Крупнейшим вкладом в развитие репертуара для русских народных щипковых инструментов явились произведения Николая Павловича Будашкина (1910 - 1988). Уже первое его значительное сочинение для оркестра народных инструментов, созданное в 1945 году – Русская увертюра – стало одним из наиболее исполняемых произведений. По свидетельству Д.П.Осипова, руководителя Оркестра имени Н.П.Осипова, уже к 1952 году в концертных программах коллектива «это произведение выдержало около тысячи исполнений».

Большое значение для развития народно-оркестрового репертуара имели также и другие сочинения композитора – Русская фантазия, Вторая рапсодия и музыкальная картинка «На ярмарке». Выразительной лирикой и колоритностью инструментовки выделяется «Сказ о Байкале» и русской народной песни «Славное море, священный Байкал». Значительное место в репертуаре русского народного оркестра занимают и другие произведения Будашкина, созданные в конце 1940-х - начале 50-х годов. Среди них – Первая рапсодия, Хороводная и Плясовая, Думка, Лирическая сюита, несколько позже появляется Увертюра-фантазия. Они также отличаются ярким песенным тематизмом, тесным образом связанным с русскими народными интонациями, колоритной инструментовкой. Разносторонним использованием художественных возможностей народного инструментария.

Произведения Н.П.Будашкина уже вскоре после своего появления вошли в число наиболее репертуарных, продолжая оставаться такими и по сей день. Этому способствовало, во-первых, прекрасное знание возможностей русского инструментария, во-вторых, опираясь на городской фольклор, композитор отбирал те мелодии, которые пользуются особой популярностью и вместе с тем отличаются высокой художественностью. Они оказались необычайно органичными в звучании балалаек, домр, гуслей и потому столь естественными в русском оркестре.

Не менее существенна заслуга композитора в пополнении литературы для солирующих щипковых инструментов. Хотя количество таких сочинений невелико, эти сочинения находятся в числе наиболее репертуарных концертных и педагогических программ домристов и балалаечников.

Концерт для домры с русским народным оркестром был написан Н.П.Будашкиным в 1945году. Он создан автором в содружестве с домристом А.С.Симоненковым и посвящен этому талантливому исполнителю. Концерт стал первым высокопрофессиональным домровым произведением.

Благодаря творческому общению композитора с балалаечником Н.Г.Хаврошиным, в 1947 году появились Концертные вариации для балалайки с оркестром русских народных инструментов.

Концертные вариации, как и домровый концерт, раскрыли немало новых выразительных средств струнных щипковых инструментов. Здесь следует отметить необычайную широту кантилены, ряд колористических находок (разнообразные глиссандо, флажолеты, виртуозные мелодические фигурации). Все это потребовало от домристов и балалаечников значительного совершенствования исполнительского мастерства.

Замечательные произведения для русских народных инструментов были написаны Александром Николаевичем Холминовым (р. 1925). Сотрудничая в 1950-х годах с Государственным оркестром имени Н.П.Осипова и с возглавлявшим этот коллектив Д.П.Осиповым, композитор создает свои сочинения, которые вошли в «золотой фонд» народно-оркестрового репертуара. Это – две сюиты, две увертюры, «Думка».

Широко известным в конце 1940-х годов становится имя Юрия Николаевича Шишакова (1925 – 2000). В 1948 году, сразу же после начала работы на факультете народных инструментов Института имени Гнесиных композитор создает ряд сочинений для солирующих народных щипковых инструментов – домры и балалайки с фортепиано. В их числе – Первый концерт для домры с русским народным оркестром. Фантазия для домры с фортепиано, пьесы, этюды и обработки для домры соло и с фортепиано, различные миниатюры (Песня, Гавот, Две пьесы на темы чешских народных песен, «Сказочка» для балалайки и фортепиано). Для русского народного оркестра появляются Увертюра D-dur, «Народные припевки» и др.

Ряд произведений для русских народных инструментов создает в это время Павел Васильевич Куликов (1910 – 1981). Среди наиболее значительных следует назвать Концертные вариации для балалайки и фортепиано (1938 г.), для русского народного оркестра - Сюита «Юность», Молдавская фантазия, пьесы, обработки и фантазии на темы народных песен. Наибольшую популярность в репертуаре многочисленных профессиональных и любительских коллективов получила Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая» (1955).

Претворение линии картинно-пейзажного симфонизма свойственно и творчеству Григория Самуиловича Фрида (р. 1915). Написанная им сюита «Сказы» обозначила существенную веху в народно-оркестровом исполнительстве, благодаря раскрытию новых красочных возможностей инструментов. Ограничив себя скромным домрово-балалаечным составом с двумя баянами, гуслями и несколькими ударными, композитор достигает в сочинении необычайно яркого колорита.

Существенный подъем баянного исполнительского искусства обусловил острую потребность в создании крупных произведений. Этапными вехами в становлении репертуара для баяна явились три сочинения конца 1940-х - начала 50-х годов. Это Концерты для баяна – с оркестром русских народных инструментов Ю.Н.Шишакова (1949) и с симфоническим оркестром Н.Я.Чайкина (1950), а также Сюита для баяна А.Н.Холминова (1951). Все эти произведения принадлежат к числу наиболее репертуарных в концертной практике и педагогическом процессе музыкальных учебных заведений.

Концертное исполнительство на народных инструментах в 1945 – 1955 годах перестало развиваться обособленно от других жанров музыкальной культуры. Выдвижение народно-национального начала в качестве основного, особое внимание к народной песни, пляске, наигрышу – все это имело первостепенное значение, потому что в наибольшей степени соответствовало сущности национального характера народных инструментов.