1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
С началом Великой Отечественной войны процессы, происходящие в народно-инструментальном исполнительстве, решительно изменились. Если ранее его влажнейшее назначение обусловливалось музыкальным просветительством, то теперь использование инструмента для проведения досуга стало господствовать. Звучание гармоники, балалайки, гитары, мандолины и домры – инструментов, наиболее популярных в бытовом музицировании довоенных лет, - приобрело важнейшую ассоциативную роль: оно живо воскрешало в памяти солдат сферу привычной мирной жизни, усиливало стремление каждого сделать максимально возможное для достижения скорейше победы.
Более важным, нежели в период 1917 – 1941 годов, становится этнический фактор понятия «русский народный инструмент», потому что он был способен в особой степени стимулировать патриотические чувства широких народных масс.
Во фронтовых условиях наиболее подходящим для обслуживания досуга солдат стали гитара и гармоника. Благодаря возможности исполнения на гармонике мелодической линии с басо-аккордовым аккомпанементом, ее транспортабельности и портативности, она стала инструментом, универсальным по своему назначению. Если, например, гитара была наиболее уместна в качестве сопровождения пению и в совместной игре с каким-либо мелодическим инструментом (домрой, балалайкой, мандолиной, или реже сл скрипкой), то для самостоятельного аккомпанемента, например, для пляски ее одной было явно недостаточно. Универсальность гармоники состояла, прежде всего, в ее широчайшем применении во всех бытовых ситуациях. В ее исполнении звучали и лирические пенсии, и частушки, она участвовала и в сопровождении таких видов исполнительского искусства, как пляска, пантомима, инсценировка и т.п. Портативная несложная в начальном освоении, гармоника оказалась удивительно приспособленной к любым условиям. Она звучала в блиндажах, землянках, кубриках подводных лодок и военных кораблей, а также в партизанском лесу и в окопах передней линии фронта. На протяжении июля-августа 1941 года в советские войска было доставлено из тыла более 12 тысяч гармоник. Причем в директивных документах командования Красной Армии предписывалось «в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Судя по самым различным воспоминаниям и документам, ни один музыкальный инструмент не мог сравниться с гармоникой по эффективности воздействия в восстановлении сил человека и снятии психологического напряжения после ожесточенного боя, длительных и сложных переходов.
В воинских частях бытовали хроматические и диатонические гармоники, при этом обнаруживались различия в их использовании. Эти различия были обусловлены эмоциональным и жанровым строем исполняемых песен. Для аккомпанемента массовым песням, особенно веселого, жизнерадостного характера подходила диатоническая гармонь с ее особой голосистостью. Для песен же лирического плана, выражавших сокровенные чувства солдата крикливость инструмента оказывалась неуместной. Такие песни, требующие к тому же наличия хроматического звукоряда, были предпочтительнее в звучании баяна или аккордеона. Массовый выпуск аккордеонов был налажен отечественной промышленностью незадолго до начал войны. Их количество значительно увеличилось к 1945 году за счет трофейных инструментов.
Массовое любительское музицирование на русских народных инструментах активизировалось не только во фронтовой зоне, но и в тылу. В условиях, когда работа на заводах и фабриках была приравнена по напряженности к боевым действиям, народных инструменты являлись столь же важными средством досуга и мобилизации духовных сил советского народа в бытовой обстановке. Показательно, что после освобождения от врагов советских территорий, там вскоре разворачивалось широкое любительское исполнительство на народных инструментах, придававшее людям новые силы по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Массово проводились конкурсы художественной самодеятельности, где существенная роль отводилась народным инструментам.
Активизация исполнительства обусловила острую необходимость в высоких профессиональных образцах. Во многих фронтовых и прифронтовых ансамблях песни и пляски создавались оркестры русских народных инструментов, выполняя важную роль не только в качестве аккомпанирующих, но и в значении самостоятельных концертных единиц. Их деятельность в тыловой или прифронтовой обстановке решительно отличалась от фронтовой. В последней, как правило, была миниатюризация исполнительских составов. Коллективы разделялись на отдельные концертные бригады, которые группировались вокруг баяна или аккордеона (реже – вокруг гитары) – единственных инструментов с универсальными возможностями применения как в соло, так и в аккомпанементе.
Вне зоны боевых действий, где происходило соединение лучших исполнительских сил талантливых композиторов, активизируется работа в области народно-инструментальной музыки. Например, в оркестр ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта с первых дней войны был призван Н.И.Ризоль. Он выступает вначале как солист-баянист, а несколько позже в дуэте с А.Приходько, затем организует квартет.
На службу в Ансамбль песни и пляски Северного флота был призван Юрий Иванович Казаков. В этом коллективе он становится солистом и руководителем квартета баянистов. Наряду с выполнением разнообразных обязанностей, связанных с воинской службой, он постоянно делает переложения различных музыкальных произведений для квартета баянов, репетирует с ним, а также с хором и хореографической группой, готовит сольные номера.
В составе оркестра Московского ансамбля песни и пляски ПВО развернули большую концертную работу баянисты А.А.Шалаев и Н.А.Крылов. Война прервала учебу Ан.Шалаева в училище при Московской государственной консерватории, и в октябре 1941 года музыкант в составе фронтовой бригады отправляется с концертами на западный фронт. Вскоре он был призван на действительную военную службу, но с баяном не расстался. В ансамбле Московского военного округа противовоздушной обороны Шалаев встречается с талантливым баянистом Николаем Крыловым. В 1943 году они образуют дуэт, который снискал в послевоенные время широчайшую популярность.
Руководителем русского народного оркестра при Ансамбле Балтийского флота становится балалаечник П.И.Нечепоренко. К творчеству для народных инструментов приходят: дирижер оркестра русских народных инструментов Ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта Н.Я.Чайкин, руководитель русского народного оркестра при Ансамбле песни и пляски Калининского, а затем Первого Прибалтийского фронтов Г.С.Фрид, а также Н.П.Будашкин, входивший в художественное руководство Краснознаменного Балтийского флота, П.В.Куликов, являющийся дирижером русского оркестра Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии и т.д.
Не меньшее значение в советской музыкальной культуре военных лет приобрели коллективы при радиокомитетах и при тыловых филармонических организациях. Вплоть до конца 1941 года продолжается концертная деятельность Оркестра им. В.В.Андреева, хотя многие музыканты в начале войны были призваны на фронт или ушли в ополчение. Большую роль для жизни осажденного Ленинграда сыграл концерт этого оркестра в Большом зале филармонии 2 ноября 1941 года. Дирижировал Н.В.Михайлов. В концерте прозвучали произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.К.Глазунова, а также обработки русских народных песен. В первые месяцы 1942 года, в связи с тяжелейшими условиями блокады, оркестр не функционировал. Но уже в марте 7 музыкантов из андреевского оркестра организовали оркестр народных инструментов под управлением Н.И.Васильева при Ленинградском радио. В 1943 году в нем уже насичтывалось20 музыкантов, а к окончанию войны их число увеличилось до 40. В сентябре 1942 года приказом Государственного Комитета Обороны возобновляется работа коллектива, руководимого Н.П.Осиповым; в июне 1944 года вновь начинает исполнительскую деятельность Оркестр Новосибирского радиокомитета под управлением П.И.Панфилова; не прекращал концертировать оркестр во главе с В.В.Хватовым при Хоре имени М.Е.Пятницкого. В 1941 – 1942 годах этот коллектив гастролировал в тыловых районах нашей страны, а в конце 1942 года возвращается в Москву.
Таким образом, народно-инструментальное исполнительство, пользовавшееся горячим признанием слушателей, имело существенное значение для подъема морального духа народа, придавая ему новые силы в борьбе с врагом.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)