logo search
курсовая

1.1.Романтизм как историческое явление.

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма.

Романтизм в искусстве в целом – явление сложное и неоднородное. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно – политического развития страны, ее истории, психологического склада народа, художественных традиций, стилистические черты романтизма принимали своеобразные формы. Отсюда множество его характерных национальных ответвлений. И даже в творчестве отдельных художников – романистов иногда скрещивались, переплетались разные подчас противоречивые течения романтизма. [9, 170]

Романтизм – это художественное направление, которое зародилось в конце XVIII – начале XIX века, как реакция на рационализм и механизм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Понятие “Романтизм” произошло от эпитета “романтический”. До XVIII века он указывал на некоторые особенности литературных произведений. Это были романсы, а также поэмы и романы о рыцарях, которые понимались как авантюрное, захватывающее. Как направление, Романтизм появился в искусстве в конце XVIII века в Германии, а после в Британии и Франции, в дальнейшем распространившись на другие страны. Наибольшей популярностью он пользовался в период революций 1830 – 1848 годов.

Романтизм в музыке сложился в первой половине XIX века под влиянием литературы. Для романтизма было характерным обращение к синтетическим жанрам: песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира человека, душевной жизни людей. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие. Его характерные черты в музыке: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также, более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых. Развивается программная музыка, основывающаяся на сюжетах и

темах из народного эпоса, литературы, живописи. Широкое распространение получили инструментальная миниатюра, в частности прелюдия, музыкальный момент, экспромт и цикл миниатюр программного характера.

XIX век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. В это время появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы. Возникает новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе. Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного фольклора своих стран. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Э. Григ – на оригинальные формы музицирования норвежцев, М. Мусоргский – на древнерусские крестьянские лады, а музыка Ф. Шопена зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора.

Самое яркое явление в музыке романтизма – это господство лирико-психологического начала. Тема любви и смерти здесь занимает господствующее место. Огромное место отводится в музыкальных произведениях образу природы. “Важной чертой романтического метода является фантастический вымысел. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью”.[9, 173] Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, балладами Шиллера и Мицкевича.

Интересы романтиков неразрывно связаны с общей концепцией таких понятий, как народно – и национально самобытное, натуральное, характерное. Это обычно стремление воссоздать утраченную в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность. Отсюда интерес к истории, к фольклору, культуре, природе.

Таким образом эпоха романтизма, противопоставляя чувства разуму, утверждает новый круг образов и развивает романтические традиции.