logo search
Khor_gulyayuschikh_i_stsena_iz_opery

Хор гуляющих и сцена

Поскольку хор и сцена являются частью целостного сюжета оперы, музыка развивается непрерывно. Хор этого фрагмента оперы написан для смешанного состава и начинается с общей темы – песни всех гуляющих по парку:

(пример 1)

Квартовый ход у сопрано и общая картина хора, совершающего скачек, восходящее движение сразу настраивает на характер данного хорового фрагмента. Таким образом, с первого аккорда хора мы вливаемся в атмосферу всеобщего ликования. Восходящий пассаж в партии аккомпанемента создает впечатление бурления, кипения человеческих эмоций и поддерживает хоровое ликование. Об этом же свидетельствует динамика на f как у хора, так и в аккомпанементе.

Построен хор в классической форме – А, В, А. Первая и третья часть произведения как уже было сказано – народное ликование. Средняя часть дает нам характеристику разных возрастных слоев ликующего народа: партию сопрано исполняют барышни, партию альтов – старухи, партию теноров – молодые люди, партию басов – старики.

(пример 2)

Средняя часть хора играет важную функцию контрастирующего фрагмента. Во-первых, гомофонно-гормонический склад первой части сменяется полифонией, появляются элементы имитации в голосах. Во-вторых, динамика весьма выдержана, строга, что создает впечатление ропота. Однако же хоровая партия – написано эмоционально сдержанно, а партия аккомпанемента все время словно «подливает масло в огонь». Октавные скачки из высокой тесетуры в низкую, и обратно в динамике p создает впечатление накопление энергии, словно где-то в глубине вулкана нарастает напряжение, растет давление и в итоге происходит взрыв с извержением лавы. Еще больше разжигает и наращивает «давление» окончание средней части, начиная с 3-го такта 34 стр. и до конца 35 стр. Разрядкой, кульминацией, тем самым «взрывом» является первый аккорд репризы (третьей части), где хор снова вступает вместе с оркестром, что снова нас буквально «вбрасывает» в атмосферу ликования и всеобщей радости.

Далее события развиваются непосредственно вокруг героев данной сцены: Германа, Томского, Елецкого, графини и ее дочери – Лизы. Более того, в данной сцене происходит несколько завязок всей оперы – любовная линия сюжета, линия карточной игры – тайна пиковой дамы. В связи с этим в сцене звучат лейтмотивы, которые впоследствии будут проявляться на протяжении всей оперы. Так, например, лейтмотив любви в опере впервые проявляется вкраплениями в партию аккомпанемента.

(пример 3) любовный лейтмотив

(пример 4) лейтмотив трех карт

Сцена состоит из ряда реплик и дуэта Германа и Елецкого. Сначала Томский обращается к Герману, обеспокоенный плохим видом друга, звучит диалог, где Томский пытается утешить товарища, а Герман скорбит и изнывает от любовной тоски. Затем появляется князь Елецкий, которого поздравляют с женитьбой. Звучит дуэт Германа и Елецкого. Герман скорбит и поет о несчастной любви, а Елецкий радуется, он весел ведь «…светлый ангел согласье дал свою судьбу … навеки сочетать» с его судьбой.

(пример 5)

(пример 6)

Заканчивается сцена появлением Лизы и графини. Елецкий говорит о том, что дочь графини – есть его невеста. Герман страдает, а Томский восклицает – «Так вот кто безыменная красавица твоя!»

(пример 7)

Диапазон голосов:

Сопрано – от ре первой октавы до соль второй;

Альт – от ля малой октавы до ре второй;

Тенор – от ре малой октавы, до ля бемоль первой;

Бас – от до диез малой октавы до ре первой.