1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
(теоретические сведения).
Классическая гитара имеет шесть струн изготовленных из современных синтетических материалов, их называют пластиковые (нейлоновые) струны. Гриф с корпусом соединяется в районе 12 лада, всего на грифе 19 ладов.
Строй гитары:
первая струна – ми первой октавы,
вторая струна – си малой октавы,
третья струна – соль малой октавы,
четвёртая струна – ре малой октавы,
пятая струна – ля большой октавы,
шестая струна – ми большой октавы.
Это основной строй, иногда струны перестраиваются, чаще 6 – на «ре» большой октавы. Гитара инструмент транспонирующий, т.е. для удобства чтения с листа ноты записываются на октаву выше.
Диапазон гитары: три октавы плюс квинта от «ми» большой до «си» второй октавы (записывается от ми малой до си третьей октавы).
При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без поручней и пружин, высотой пропорционально его росту. Гитара кладётся выемкой корпуса на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подаётся несколько вперёд, плечи сохраняют своё естественное положение. Под левую ногу ставится подставка размером 12-17 см. Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для установки нижней части инструмента, что придаёт ему устойчивое положение. Вообще инструмент при игре должен держаться в основном за счёт ног, руки принимают в этом действии самое минимальное участие. Головка грифа должна быть приблизительно на уровне глаз (не ниже). Необходимо также следить за тем, чтобы локоть правой руки не выходил за край корпуса гитары, а запястье не приближалось слишком к верхней деке. Кисть должна занимать положение приблизительно под углом 45 градусов по отношению к линии струн.
Правая рука ниже локтевого сгиба должна быть положена на край обечайки (место соединения обечайки с верхней декой) с таким расчётом, чтобы сустав, соединяющий кисть с рукой (запястье) находился напротив самой нижней части выемки корпуса гитары. Затем если мы опустим кисть, то она несколько отклонится вправо. Приблизим запястье к розетке и слегка покачаем кистью влево и вправо; при этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4-6 см от поверхности верхней деки. Всем пальцам, кроме большого, придаётся округлая форма. Затем поставим кончики пальцев на струны: безымянный палец на первую струну, средний на вторую струну, указательный на третью струну и большой тоже на третью струну. При этом составная часть большого пальца должна коснуться указательного. Кисть при игре должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Струны защипываются обычно в отрезке между четвёртой и пятой частью их длины, считая от подставки (т.е. примерно у края розетки со стороны подставки). В этой точке достигается самое сильное и яркое звучание инструмента. В верхней части (у грифа) сила звука тише, тембр – мягкий. В нотах обычно обозначается sul tasto – играть у грифа. В нижней части (у подставки) инструмент звучит довольно сильно, сухо и резко (обозначается sul pont. – играть у подставки). Пальцы правой руки обозначаются латинскими строчными (маленькими) буквами: большой – p, указательный – i, средний – m, безымянный – a, мизинец – e. В защипывании струн участвуют только четыре пальца: p,i,m,a. Мизинец (е) обычно следует за безымянным пальцем, причём крайне необходимо избегать его напряжения, которое «зажимает руку» и может нарушать правильную постановку руки. Мизинец используется редко, например, в приёме pacreado или в качестве опоры при исполнении пиццикато. Самое большое внимание должно быть сосредоточено на достижении независимости действий пальцев без участия остальной части кисти и самой руки.
Существуют два основных приёма игры правой рукой: апояндо (игра с опорой), тирандо (игра без опоры). Начинать следует с освоения приёма апояндо. Кисть правой руки надо стараться удерживать так, чтобы пальцы i,m,a выстраивались по отношению к струнам приблизительно под углом 45 градусов, что придаёт звуку красивый наполненный тон. Если художественный образ требует более резкого, звонкого звучания, то можно менять положение кисти – 90 градусов по отношении к струнам. Такой разворот кисти также используется для исполнения пассажей по 6,5,4 струнам, дабы избежать призвуков, которые появляются при соприкосновении ногтей пальцев и «канители» струн (особенно при ногтевом способе звукоизвлечения). Защипывание струны можно разделить на четыре фазы:
Палец прикасается к струне.
В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончиком пальца струна отклоняется от своего обычного положения.
Струна соскальзывает с пальца, остаётся свободной и начинает колебаться.
Соседняя струна останавливает движение пальца, представляя, таким образом, руке точку опоры.
Следовательно, если защипывать первую струну, палец остановится на второй струне, если защипывается вторая, то на третьей и т.д., за исключением шестой струны, после защипывания которой пальцам i, m, a, ввиду отсутствия следующей струны, не предоставляется опоры. После защипывания шестой струны палец сам возвращается в первоначальное положение, амортизируя усилие, которое было направлено на преодоление сопротивления струны. Это сопротивление ни в коем случае должно пересиливать нажатие последней фаланги и заставлять палец прогибаться в противоположном направлении.
Действие большого пальца основано главным образом на сгибании второй фаланги. Благодаря этому большой палец является самым подвижным и действует независимо от остальной части кисти. Щипок производится с помощью усилия последней фаланги большого пальца. А поскольку его движение по своему направлению противоположно движению других пальцев, он после щипка как бы образует крест с указательным пальцем. При быстрых пассажах большой палец только начинает это движение и не доходит до указательного пальца.
Гитара допускает применение различной аппликатуры правой руки при условии соблюдения логического порядка. Один и тот же пассаж может быть исполнен разными пальцами без нарушения аппликатурных правил. Однако одно какое-то решение будет более верным, чем другие, и именно оно должно быть принято, так как в данном случае только оно будет способствовать легкости и совершенству исполнения. Основной принцип заключается в том, что один и тот же палец никогда не должен брать два следующих один за другим звука, ибо это выглядело бы точно так же, как если бы мы делали два последовательных шага одной и той же ногой. Конечно, речь идёт об общем правиле исполнения учебного материала и пьес, особенно в начальной стадии обучения, когда отрабатывается правильная координация движений пальцев, развивается их сила и гибкость. В дальнейшем может возникнуть необходимость использования одного и того же пальца для извлечения двух или нескольких последовательных звуков.
Исполнение приёма тирандо отличается от игры приёмом апояндо изменением направления защипывания струны. При щипке апояндо защипывание (оттягивание) струны происходит по направлению к верхней деке, а при тирандо больше от верхней деки. Существуют две разновидности тирандо. Лёгкое тирандо – направление защипывания строго от верхней деки, звукоизвлечение происходит за счёт движения пальцев в фалангах. Глубокое или плотное тирандо – направление защипывания к верхней деке (как при апояндо) но вектор защипывания направлен не к соседней струне, а от верхней деки. При такой технике щипок осуществляется не только пальцевыми фалангами, но и кистью руки. Применение лёгкого тирандо на большой громкости приводит к искажению звука, поэтому оно используется для тихой и средней громкости звуков (для второстепенных голосов, для исполнения не громких пассажей или арпеджио и т.п.). Существуют два способа звукоизвлечения:
1. Способ извлечения звука подушечками пальцев правой руки (безногтевой способ).
2. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
Первый способ (безногтевой) значительно легче и удобнее, особенно для начальной стадии обучения, но он даёт при игре на классической гитаре с пластиковыми струнами гораздо менее яркий и громкий звук. Поэтому им исполнители – концертанты на классической гитаре почти не пользуются. Кроме основных приёмов игры апояндо и тирандо существуют ещё различные характерные приёмы игры правой рукой. Рассмотрим некоторые из них.
ПИЦЦИКАТО. Этот прием изменяет тембр звучания струн. Звук становится отрывистым и приглушенным, очень своеобразным и эффектеным. Способ исполнения заключается в том, что правая рука почти у самой подставки кладется на струны, слегка приглушая их, а большой палец извлекает звуки.
РАСГЕАДО (RASQUEADO) — это удар пальцами правой руки по одной, нескольким или всем струнам. Прием исполняется двумя способами:
При сильном акцентировании — удар четырех пальцев по всем струнам, то есть от шестой струны к первой струне. Такой прием иначе называется frise.
При слабом акцентировании — удар указательного пальца правой руки по всем струнам (от шестой к первой струне). Этот прием иначе называется index.
ПУЛЬГАР (PULGAR, ИЛИ POUCE) — удар мякотью большого пальца правой руки по всем струнам от шестой к первой.
Выполнение штриха: большой палец правой руки быстрым и мягким движением в направлении от шестой к первой ударяет поочередно по всем струнам. В нотах чаще всего обозначается направленной вверх стрелкой с указанием пальца.
ТАМБУР (TAMBORA). Прием изображает звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки ударяет по всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар, всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро снимать руку, давая струнам свободно звучать.
Левая рука соприкасается с инструментом только пальцами. Ладонь обращена в сторону играющего и имеет форму свода. Для прижатия струн на ладах используются четыре пальца левой руки – указательный, обозначается в нотах цифрой – 1, средний обозначается цифрой – 2, безымянный – 3, мизинец – 4. Большой палец находится приблизительно на средней линии задней части грифа (рис.) и создаёт опору для пальцев, прижимающих струны. Будучи распрямленным, он располагается приблизительно против среднего пальца и ногти параллельно по отношению к металлическому порожку лада. Точное расположение большого пальца в каждом отдельном случае зависит от расстояния между ладами, на которых размещаются пальцы (от растяжки пальцев).
Одним из главных условий игры на гитаре является рациональное применение аппликатуры левой и правой руки. Ведь правильность, зачастую, равнозначна лёгкости. От правильной расстановки пальцев зависит не только разрешение многих технических трудностей исполнения, но и улучшение звука, фразировки, а также раскрытие содержания каждого произведения. Почти для всех инструментов существуют теоретические предпосылки, логически устанавливающие, почему при исполнении определенного интервала следует применять те или иные пальцы. Важным элементом в технике левой руки является игра в позиции. Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без перемещения левой руки. Позиция обычно определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Позиции обозначаются римскими цифрами (I, II, III), помещаемые над нотоносцем. Граница данной позиции может быть обозначена пунктирной линией.
Кисть левой руки может перемещаться по всему грифу, причем движения пальцев осуществляются следующими четырьмя способами:
1. Замещением одного пальца другим на той же струне и на том же ладу.
2. Скачком одного или нескольких пальцев на соответствующие лады.
3. Скольжением одного или нескольких пальцев на последующие лады.
4. Опережением пальцев на соседних либо отдаленных ладах.
5. Используя открытые струны.
Баррэ – это приём прижатия струн, заключающийся в том, что указательный палец левой руки прижимает на одном ладу одновременно несколько струн или все струны. При этом указательный палец, как бы выполняет роль передвижного порожка. Для выполнения баррэ указательный палец должен быть не согнутым как обычно, а вытянутым. Баррэ исполняется тремя способами:
1. Три фаланги указательного пальца прижимают пять или шесть струн.
2. Две фаланги этого пальца охватывают три или четыре струны.
3. Две или три соседние струны прижимаются только последней фалангой.
В первом случае мы имеем полное баррэ, во втором – полубаррэ и в третьем – малое баррэ. Часто полубаррэ называют также малым баррэ. Чаще всего в нотах баррэ обозначается скобкой [ и римской цифрой с номером позиции, граница использования баррэ указывается пунктирной линией. Исполнение различных штрихов на гитаре обладает характерными особенностями, поэтому на них следует обратить особое внимание.
Стаккато – звуки исполняются отрывисто, как бы создавая паузу после каждой ноты, над которой поставлен знак. Стаккато исполняется и правой и левой рукой. Чтобы исполнить стаккато правой рукой, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палец к той струне, из которой был извлечён звук, не давая струне отзвучать. Чем быстрее приложить палец правой руки к струне, тем отрывистее будет стаккато. При исполнении стаккато левой рукой, надо после получения звука быстро оторвать палец левой руки от грифа, тем самым, заглушив звук.
Как известно слово легато означает связное исполнение звуков. На гитаре легато выполняется главным образом пальцами левой руки. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой — лигой. Если способом легато надо исполнить две ноты, то лига соединяет первую ноту со второй; если же несколько нот, то лига соединяет первую и последнюю ноту. В этом случае правой рукой извлекается только первый звук каждой группы залигованных нот.
В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность. Легато может быть восходящим, нисходящим и смешанным.
Восходящее легато исполняется следующим образом: после того, как левая рука будет поставлена на необходимый лад, палец правой руки защипывает струну и. извлекает первый звук; затем палец левой руки с силой опускается на соответствующий лад, извлекая, таким образом второй звук.
Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой палец левой руки, прижимающий струну, вместо того чтобы, как обычно, сойти со струны, должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук. В классической гитаре рекомендуется производить «сдёргивание» с опорой на соседнюю, более тонкую, струну. Таким образом, усилие «сдёргивания» направлено не вверх, а вниз параллельно грифу, издавая действительно плотный и громкий звук. При выполнении смешанного легато используются оба приема. ( Приложение 1)
Глиссандо — это прием игры, при котором палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. Такой прием в гитарной технике часто употребляется для более эмоционального звучания.
Обозначается глиссандо черточкой, которая соединяет две ноты. При переходе с одного звука на другой пальцы левой руки не меняются, за исключением редких случаев.
Чтобы пользоваться приемом глиссандо, надо знать три правила:
1. Когда палец левой руки скользит с одного лада на другой, палец правой руки защипывает струну для извлечения первой ноты и второй.*
*Примечание. Это правило применимо к игре в медленных темпах или при звучании длинных нот.
2. Если две ноты соединены лигой и между ними стоит знак глиссандо, то первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй получается от скольжения пальца левой руки. Такое глиссандо применяется в подвижных темпах.
3. Приемом глиссандо могут исполняться двойные ноты, тройные и даже аккорды, состоящие из 4-х звуков.
Вибрация. Если прижать струну пальцем левой руки на любом ладу и покачивать кисть руки из стороны в сторону, то звук будет колебаться; такое колебание называется вибрацией. Вибрация, так же как и глиссандо, есть один из способов добиться более яркого звучания. Достигается вибрация длительной тренировкой и после того, как обучающийся овладел в некоторой степени инструментом.
Флажолеты. Если коснуться подушечкой пальца левой руки какой-либо струны над определенным ладом и после удара пальцем правой руки отнять, то струна издаст новый по высоте и окраске звук, который называется флажолетом. Флажолеты бывают натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты извлекаются на открытых струнах и обозначаются кружочком над нотой — ° или сокращенным названием: Fl., harm, arm. (Приложение 2)
Искусственные флажолеты берутся при закрытых струнах, то есть когда струна прижата на каком-нибудь ладу. Искусственные флажолеты звучат на октаву выше. Чтобы легко было ориентироваться, надо переставить пальцы на расстояние двенадцатого лада от закрытой струны. Правая рука при искусственных флажолетах исполняет двоякую роль: указательный палеи мякотью подушечки касается струны над местом звучания флажолета (то есть над двенадцатым ладом от прижатой струны), а безымянный ударяет по струне. Звук извлекается одновременно с касанием струны.
Искусственные флажолеты обозначаются над каждой нотой, причем знак этот пишется на октаву выше. В русских изданиях искусственные флажолеты обозначаются словами — «Искусственные флажолеты» или «мелодия искусственными флажолетами». (Приложение 3)
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.