Освоение фортепианной музыки русских композиторов первой половины ХIХ века как педагогическая проблема (в вузовской подготовке учителя музыки)

дипломная работа

Введение

В педагогическом вузе занимаются профессиональной подготовкой учителя музыки.

Основными компонентами музыкального педагогического образования являются общекультурная, психолого-педагогическая, музыкально-теоретическая, методическая подготовки.

В этом ряду важное место занимает исполнительская подготовка студента как будущего учителя музыки. Это неоднократно подчёркивается в программе Кабалевского: "Из всех знаний, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом, - пишет он. - Это важно по крайней с трёх точек зрения: живое исполнение всегда создаёт в классе более эмоциональную атмосферу; …При живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т.д.; ...учитель, играя на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому исполнять музыку".

Одна из тенденций музыкальной педагогики выражается в стремлении обучать молодые поколения музыкантов на основе академической базы, в центре которой - русская и зарубежная музыка 2-й половины ХIХ века. К сожалению, в учебном процессе недостаточно востребована русская фортепианная музыка первой половины ХIХ века, и это -- проблема, ведь эта музыка является по сути истоком национальной школы, а берёт она своё начало ещё с конца ХVIII века.

XIX век выдвинул целую плеяду музыкантов: композиторов, исполнителей и педагогов-просветителей в области фортепианного и особенно вокального искусства. Это, прежде всего, Глинка, который явился основоположником русской классической музыки. Это и его современники (Алябьев, Гурилёв, Варламов) и последователи (Балакирев и Даргомыжский).

Произведения этих композиторов, прежде всего, дают представления о национальных корнях и музыкальных традициях русского искусства. Более того, связь музыки с родной речью придаёт ей ярко-реалистические черты, сообщает, по словам Даргомыжского, черты "психологического..., интонационного..., и критического реализма". Это требует от исполнителя способности передать весь спектр образов, мыслей и настроений, заложенных в музыке, помогает ему найти возможности для дальнейшего эмоционального воздействия на слушателей.

А связь с народной песней придаёт музыке особую мелодичность, искренность и проникновенность, что развивает у пианистов певучее, "вокальное" звукоизвлечение, придаёт исполнению образную выразительность и осмысленность при отсутствии внешних эффектов и технической перегруженности.

Следует подчеркнуть, что указанные черты композиторского творчества и задачи, стоящие перед исполнителями, были новыми для своего времени, но они не утратили актуальности в наши дни. Таким образом, основные закономерности русской фортепианной школы в целом невозможно выяснить без понимания значения русской фортепианной музыки первой половины XIX века, поэтому обращение к ней представляется чрезвычайно важным в процессе подготовки учителя музыки. Сказанное подчёркивает актуальность представленного исследования.

Целью его является выявление развивающего потенциала фортепианной музыки русских композиторов 1-й половины XIX века и на этой основе расширение рамок исполнительской подготовки педагога-музыканта.

Объект исследования -- образовательный процесс в фортепианном классе педагогического вуза.

Предметом исследования являются педагогические условия и способы учебной деятельности в ходе исполнительского освоения музыки русских композиторов 1-й половины XIX века студентами музыкально-педагогического вуза.

Гипотеза исследования. Художественно-полноценное осмысление и использование развивающих возможностей русской фортепианной музыки первой половины 19 века будет эффективным и действенным при соблюдении следующих условий:

- Выявления национальных особенностей исполняемой музыки (через интонацию русского фольклора и народной песенности)

- Правдивого воссоздания образа сочинения на основе проникновения в замысел композитора и нахождения соответствующих средств его воплощения.

- Использование всех возможностей эмоционального воздействия на слушателей, заложенных в изучаемом произведении.

- В пианистической подготовке -- развитие способностей "пения" на рояле (и даже "мелодизированной виртуозности")

Объект, предмет и выдвинутая гипотеза позволяют обозначить задачи исследования:

- Выявить перспективы расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интересов студентов к фортепианной музыке русских композиторов 1-й половины XIX века и формирования потребностей в её освоении.

- Провести теоретический анализ фортепианного творчества выдающихся композиторов первой половины XIX века (Глинки, его современников Алябьева, Гурилёва, Варламова, и его продолжателей Балакирева, Даргомыжского и других)

- Конкретизировать содержание работы за счёт целенаправленного отбора произведений композиторов обозначенного периода, определить особенности их стиля и художественно-образного содержания.

- Разработать комплексную методику работы, включающую в себя, помимо собственно пианистических приёмов работы, методы, использующие практику обучения по другим специальностям. (Вокал, концертмейстерский класс)

- Подтвердить опытным путём целесообразность предложенного содержания и методов работы по освоению музыки Глинки, Алябьева, Даргомыжского.

Методологическую основу исследования составили:

- Музыковедческие труды, посвященные изучению творчества избранных композиторов (А.Д Алексеев) и анализу проблем исполнительского освоения их произведений (А. Малинковская)

- Культурологические труды, раскрывающие различные аспекты музыкального исполнительства (А.Д Алексеев, Б.В Асафьев, В.В Медушевский) и педагогические концепции инструментальной подготовки учащихся (Л.А. Баренбойм, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг)

- Музыкально-педагогические исследования, посвященные проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, А.В. Малинковская, Г.М. Цыпин)

Методы исследования:

- Теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, методика игры на музыкальном инструменте)

- Изучение передового педагогического опыта и обобщение собственного опыта музыкально-просветительской работы.

Делись добром ;)