Основные виды и жанры концертов
3. Методические рекомендации по организации и проведению концертов
Любой концерт состоит из номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта?
Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел "на одном дыхании". Это и есть дело рук режиссера.
Постановка концерта требует универсального знания законов творчества ("условий игры") и существа разных жанров:
1. Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории.
2. Рождается замысел, который определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, их раскрытие (форму), порядок номеров (композицию), логику перехода от номера к номеру (прием), темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию (характер оформления).
3. Раскрывается содержание концерта через его название.
4. Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей.
5. Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана.
6. Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории.
Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.
Этапы работы над подготовкой и проведением концерта:
Первый этап - планирование:
- создание оргкомитета;
- создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор);
- определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов;
- определение формы проведения мероприятия, места и времени;
- разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу.
Второй этап - разработка сценария:
- составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой (метод "мозгового штурма");
- написание сценария;
- корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете.
Третий этап - организационно-репетиционный:
- работа с ведущими (определение формы ведения, работа с текстом сценария);
- работа с оркестром (подбор солистов, проведение репетиций);
- составление сметы расходов;
- подготовка сценической площадки и ее оформление;
- подбор и изготовление реквизита и костюмов;
- работа над звуковым и световым оформлением концерта;
- работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
- подготовка рекламно-информационных материалов.
Четвертый этап - проведение концерта:
- транспортировка коллективов, костюмов и реквизита;
- встреча гостей;
- проведение концерта (размещение артистов, организация выхода выступающих, вручение цветов и подарков, организация фейерверка);
- организация фото- и видеосъемки во время концерта.
Пятый этап - подведение итогов:
- оценка результативности мероприятия (проведение бесед с воспитанниками и родителями);
- анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ;
- создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте;
- составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта.
Необходимое оборудование:
Ш Концертный зал с современным техническим обеспечением.
Ш Сцена, пригодная для выступления оркестра.
Ш Экран и мультимедийная техника.
Ш Автобусы для транспортировки оркестра, инструментов, костюмов, реквизита, различной техники.
Ш Концертные костюмы.
Ш Реквизит для номеров.