Основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты

реферат

Введение

Мир оперетты широк и многообразен, он обнимает лирику и сатиру, смешное и серьезное, фривольное и трогательное. Неотъемлемым признаком опереточного искусства является ее форма - синтез слова, музыки, пения и танца, который когда-то был счастливо найден практикой народного театра, а в 19 веке заново открыт Оффенбахом. В оперетте музыка также выполняет важную драматургическую функцию. В ней, в музыке, воплощаются характеры и взаимоотношения персонажей, она служит развитию действия и утверждению идеи произведения, так же как в опере или балете. Вместе с тем, в отличие от оперной, эта музыка носит преимущественно популярный, песенно-танцевальный характер, тесно связана с интонациями и ритмами массового быта, музыкальной эстрады.

Таким образом, жанр оперетты предъявляет к современным молодым артистам достаточно высокие требования. Если оперетта - это жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, то соответственно логичным является тот факт, что актер оперетты сегодня обязан владеть всеми вышеперечисленными умениями. При этом вокал, пластика, танец, актерское мастерство - все это должно присутствовать у артиста на самом высоком профессиональном уровне. Однако это является далеко не простой задачей. Может студент вуза смог бы стать актером оперетты, учась на факультете, который был бы неким "смешением жанров": драмы, оперного театра, эстрады, не исключено, что даже цирка - ведь, зачастую актерам оперетты в процессе пения приходится выполнять пусть и несложные, однако в полной мере претендующие на звание "каскадерских" действия. Тем не менее, несмотря на популярность жанра, требующее в качестве поддержки все большего количества талантливых актеров, подобные факультеты в государственных высших учебных заведениях России пока, к сожалению, редкость.

Проблема подготовки исполнителей в различных музыкальных учебных заведениях является предметом исследования как ученых, так и педагогов, музыкантов, певцов. Научные основы постановки голоса были сформулированы русскими учеными во главе с проф. Ф.Ф. Заседателевым уже в середине 20-х годов XX века.

Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах А.В. Артемовой, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, В.П. Морозова, Т.Н. Овчинниковой, Д.Е. Огородного, С.Х. Раппопорт, А.С. Яковлевой и др. Различные практические аспекты вокальной подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.Г. Менабени, В.И. Закутского, Е.М. Малининой, М.А. Медведевой, К.Б. Птицы, В.Г. Соколова, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, В.К. Тевлиной и др.

Среди зарубежных научно-практических исследований в области педагогики музыкального образования и художественного исполнительства нужно особо выделить работы следующих авторов: Дж. Кин, Т. Кливелента, С. Эммонса и С. Сонтаг, Дж. Мура, Дж. Шмидта, А. Эфланда; вокально-педагогические разработки X. Носуорзи, Дж. Пэйтона, Г. Картера, освещающие групповой подход в вокальном образовании труды: У. Веннарда, X. Гюнтера, А. Кристи, А. Лессака.

Следует также отметить основополагающие работы зарубежных педагогов, посвященные интерпретации музыкальных произведений, сценическому исполнению и преодолению трудностей работы над дикцией: Т. Мура и Э. Бергмана, Д. Диир и Р. дель Вера, Д. Адамса, К. Адлера, М. Бина, П. Делаттра, Р. Колдвелла, Б. Коффина, Р. Хаммера, и др. Среди российских работ в области педагогике актерского образования и работы над ролью нужно выделить следующих авторов: И.Э. Кох, Н.И. Кузнецов, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы музыкантов, ученых и педагогов, занимавшихся вопросами искусства пения: Ж. Дюпре, М. Гарсиа, К.П. Виноградова, В.В. Емельянова, И.К. Назаренко, и др.; а также - методологии пения: К. Мазурина, А.Г. Менабени, О. Павлищева, А. Варламова, и др.

Однако проведенный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что теоретическая и методическая база для обучения вокалистов в жанре оперетты, разработана недостаточно. Известно, что активное движение оказывает негативное влияние на вокальное исполнение любого музыкального произведения. При этом практически отсутствуют работы, рассматривающие вопросы, связанные с формированием навыка совмещения пения и танца, их синхронизации без негативных последствий для вокальной составляющей номера.

Актуальность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в вокально-педагогической теории и практике обусловили выбор темы реферата: "Основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты".

Цель реферата: изучить основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты, а также выявить пути преодоления трудностей в этом процессе.

Задачи реферата:

1) раскрыть понятие "оперетты" посредством рассмотрения исторического развития этого жанра;

2) обозначить основные проблемы, с которыми сталкиваются исполнители этого жанра;

3) осветить некоторые методические рекомендации по вокальной подготовке студента-вокалиста к работе в оперетте;

4) выявить некоторые особенности и способы развития сценической речи студента-вокалиста;

5) рассмотреть сценическое движение и танец как неотъемлемые элементы актерского мастерства артиста оперетты;

6) выделить основные аспекты работы над ролью.

Делись добром ;)