Основные направления подготовки студента-вокалиста к работе в жанре оперетты

реферат

1.1 Происхождение и понятие жанра оперетты

Оперетта ( итал. Operetta, уменьшительное от opera; букв. - маленькая опера). С 17 в. До сер. 19 в. Небольшая опера.

Истоки оперетты уходят вглубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези -- образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Ж.Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) -- один из трёх источников, лежащих в основе opеra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

Также корни оперетты уходят в итальянскую импровизацию комедии масок 16-18 вв. (комедия дель арте). Маски - отличительная черта этого театра. Известно, что в 1560г. во Флоренции состоялось представление с участием масок. В Италии существовало несколько трупп профессиональных актеров, которые давали представления с масками и импровизацией. Герои комедии дель арте были любимы публикой, но и знамениты настолько, что маски комедии дель арте дожили до наших дней.

Смысл термина «оперетта» с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определенный жанровый тип (бытовая комедия, пастораль), в Австрии и Германии его иногда применяли к зингшпилю и другим разновидностям комической оперы с разговорными диалогами. Во Франции в 50-70-х гг. 19 в. Ж. Оффенбах называл оперетту небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана, близкие французской комической опере. Одновременно по отношению к аналогичным произведениям пародийного характера он пользовался таким обозначением, как «музыкальная буффонада», а многоактные музыкальные сценические пародии (Орфей в аду) называл opera bouffe (в отличие от традиционного итальянского термина opera-buffa и французского opera comique). Позднее их тоже стали называть оперетта, как и некоторые комические оперы.

В современном понимании оперетта - один из видов музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором музыка, вокал и музыкально-хореографические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. В оперетте используются и специфические оперные формы - арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и тоже выдержаны в песенно-танцевальном характере. Вокальные и хореографические номера служат в Оперетте развитию действия, утверждению идеи произведения и составляют драматургически взаимосвязанное целое. Это отличает оперетту от водевиля, обозрения и других разновидностей музыкальной комедии и музыкальной драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Родственная опере с разговорными диалогами, оперетта отличается от нее общедоступностью музыки, тесно связанной с музыкальным бытом составляющей страны и эпохи.

Оперетта разнообразна как по содержанию, так и по форме. Существуют пародийные и пародийно-сатирические оперетты, лирико-комедийные и лирико-романтические, героико-романтические и т.д. В истории музыкального театра принято говорить о «парижской», «венской», «неовенской» оперетте, как об определенных национально-исторических разновидностях оперетты, обладающих устойчивыми жанрово-стилевыми особенностями. Синтез вокально-хореографических и словесно-драматических форм в оперетте привел к возникновению специфической разновидности актерского искусства и формированию особого типа певца - актера, для которого пение, танец, разговорная речь равно органичны и служат созданию целостного образа.

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» в Париже, на Елисейских полях.

Делись добром ;)