Проблема интерпретации вокального цикла Р. Шумана

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Камерно-вокальное творчество Р.Шумана имеет ярку и богатую образно-эмоциональную сферу, отражающую внутреннюю духовную жизнь человека с ее широким диапазоном настроений и чувств. В раскрытии содержания вокальных сочинений большая роль отводиться фортепианной партии, которая передает все разнообразие психологических оттенков и эмоций, а зачастую несет и основную образно-смысловую нагрузку. Аккомпанемент становится движущей силой развития музыкального произведения благодаря многообразию тембров, регистров, полифоничности, и многоплановости фактуры, красочности гармонических оборотов. Поэтому концертмейстеру важно владеть всем спектром пианистических приемов для передачи различных музыкальных образов.

Музыкальное творчество немецкого композитора исследовали многие ученые. Так, О. Лосева изучила взаимодействие русской и немецкой культур на примере музыкальных произведений и их создания Роберта и Клары Шуман [25], Д. Житомирский описал подробно о жизни и творчестве композитора [21; 22], Н. Николаева обратила внимание на Роберта Шумана как эстета [32], в научных исследованиях Н. Инюточкиной акцентируется внимание именно на поздний период творчества немецкого композитора [23], Г. Ганзбург описал персонажей песенного театра Шумана и их прототипы [10;11;12;13;14]. Но актуальность данного исследования обусловлена большим интересом к проблеме изучения вокального цикла Р. Шумана как объекта исполнительской интерпретации.

Объектом исследования является музыкальное творчество композитора Роберта Шумана.

Предметом исследования является вокальные циклы немецкого композитора в контексте исполнительской интерпретации.

В качестве материала для исследования нами были выбраны вокальные циклы Роберта Шумана.

Цель исследования: описать вокальные циклы Роберта Шумана и их трудности в исполнительской интерпретации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить жизнь и творчество Роберта Шумана как композитора, музыкального критика и эстета;

- проанализировать принципы музыкальной драматургии вокальных циклов Шумана;

- выявить жанровые истоки вокальной музыки, их генезис и стилистику;

- раскрыть проблему интерпретации вокального цикла Р. Шумана.

Результаты будут достигнуты с помощью использования следующих методов: историко-литературный, системный, культурологический анализ.

Практическая ценность полученных результатов заключается в том, что ее основные результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории музыкального искусства, спецкурсов по истории культуры. Кроме того, выводы, сделанные в данном исследовании, позволяют по-новому взглянуть на феномен Роберта Шумана, открывают перспективы для дальнейших исследований музыкального процесса ХIХ века.

Структура данного исследования определяется его целью и задачами и состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 48 страниц.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, обосновывается ее практическая значимость, формулируются цель и устанавливаются задачи исследования, определяется предмет, объект, методологическая основа исследования.

В первой главе проводится изучение биографии и музыкального творчества немецкого композитора Роберта Шумана.

Вторая глава данного исследования посвящена изучению принципов музыкальной драматургии вокальных циклов Шумана. Также рассматривается русский взгляд на оркестр Шумана. Глава состоит из двух подразделов.

В третьей главе проанализированы основные проблемы интерпретации вокального цикла Р. Шумана

В заключении подводится краткий итог результатов исследования.

В списке использованной литературы 40 позиций.

Делись добром ;)