Сергей Васильевич Рахманинов. "Всенощное бдение"

дипломная работа

Предыстория.

“Музыка к Литургии и Всенощному бдению, созданная Рахманиновым в начале прошлого века стала неотъемлемой частью церковной жизни целого поколения русских православных людей, вошла в русское православное искусство наряду с самим первоисточником русского музыкального искусства -- знаменным распевом”.

Личность человека, в том числе и творческая, закладывается в детстве. Яркие детские впечатления от народного фольклора, культуры часто становились основополагающими мотивами в творчестве русских композиторов. Сергей Васильевич Рахманинов родился в музыкальной семье. Его мать, Любовь Петровна, была ученицей Антона Рубинштейна и прекрасно играла; отец, Василий Аркадьевич, владел даром музыкальной импровизации. “За другие сильнейшие музыкальные впечатления я должен благодарить свою бабушку”, -- вспоминал Сергей Рахманинов. Именно благодаря своей бабушке Софье Александровне будущий мастер проникся красотой духовной музыки. Софья Александровна Бутакова была женщиной глубоко религиозной. Она регулярно посещала церковные службы и, когда Сергей оставался на ее попечение, она всегда брала его с собой. Будучи его крестной матерью, она строго относилась ко всему, что касалось духовного развития внука. Бабушка играла большую роль в жизни Сергея Рахманинова. Не случайно в марте 1897 года, сразу после провала его первой симфонии в Петербурге, он уехал в Новгород, к бабушке. С.А. Бутакова умерла в возрасте 82 лет, в 1904 году, когда судьба Рахманинова уже вполне определилась. Особенно Сергею запомнился перезвон далекого Новгородского Софийского собора. “Звонари были артистами, -- писал он позже, -- четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом... Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано... -- мне вновь запел колокол Софийского собора”. Древний новгородский знаменный распев на всю жизнь сохранился в памяти композитора.

Помимо тёплых впечатлений оставленных Софьей Бутаковой на идею написания духовной музыки влияло мнение современников-музыкантов: когда Рахманинов обучался в Московской консерватории, курс истории русской церковной музыки читал там Смоленский Степан Васильевич, который был большим знатоком и исследователем церковного пения, музыковед, палеограф, хоровой дирижёр, и педагог, музыкально- общественный деятель; собирал и изучал памятники древнерусской музыки. Еще в 1897 году он подал С.В. Рахманинову идею Литургии, в свою очередь С.В. Рахманинов посвятил ему “Всенощное бдение”.

Так же делал попытки склонить C.В. Рахманинова к созданию произведения в сфере духовной музыки и другой крупнейший авторитет в области церковной музыки, А.Д. Кастальский, который, в 1903 году подарил ему одно из своих духовных сочинений с надписью: “Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А.Д. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова..." Именно к А.Д. Кастальскому C.В.Рахманинов обращался за советом в период работы над Литургией.

“В феврале 1915 года на одной из очередных репетиций синодального хора на пультах появилась новая партитура в синей обложке. Раскрыв ноты, мы увидели надпись: “ С.В. Рахманинов. “Всенощное бдение”. Партитура, как и вообще все ноты синодального хора, была размножена литографским способом и не прошла еще через какое-либо издательство. Нам предстояло первым исполнить это произведение на концертной эстраде”, -- вспоминал Александр Смирнов, один из певчих Московского синодального хора.

Работа над “Литургией” и Всенощной C.В.Рахманинова вызывала и у музыкантов ощущение радости. К репетиции приступали с волнением. Обычно перед разучиванием дирижер Николай Данилин один раз проигрывал новое произведение, теперь же он сделал это дважды, сопровождая показ короткими замечаниями: “Послушайте еще раз”, “Это только кажется, что трудно. Трудно исполнять на рояле, а в хоре легко”. Вся подготовка к концертам проходила в атмосфере большого творческого подъема.

Сергей Васильевич Рахманинов сам присутствовал на репетициях, хотя по традиции на спевки синодального хора почти никто не допускался.

“Однажды во время репетиции стеклянная дверь вдруг распахнулась, и в зал вошел медленной уверенной походкой мужчина необыкновенно высокого роста; он прошел средним проходом к первым рядам кресел, сел и, раскрыв точно такую же партитуру, как и у нас, начал слушать. Дирижер не остановил хор, но все догадались, что это Сергей Рахманинов. С того дня аккуратно к началу репетиции являлся и Сергей Васильевич, садился на то же место, внимательно следил за исполнением, одновременно со всеми перелистывал страницы и... безмолвствовал. Лишь один раз вместо С.В. Рахманинова пришла его жена, прослушала всю спевку, а в перерыве читала книгу”, -- вспоминает А.Смирнов о репетициях “Всенощной”.

«Литургия Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова была впервые исполнена в 1910 году, в зале Синодального училища. Повторные исполнения проходили в Большом зале Консерватории.

Первое исполнение Всенощной состоялось 23 марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания в Москве хором Синодального училища. Регент Синодального хора с 1910 года, Николай Данилин, поднял мастерство хора до высочайшего уровня. Впервые он встретил Сергея Рахманинова, еще, будучи студентом училища, и эта встреча впоследствии переросла в близкую дружбу. Игра молодого Рахманинова произвела на Николая Данилина неизгладимое впечатление. Именно с Николаем Данилиным сотрудничал Рахманинов при создании хоровой партитуры “Всенощной”.

В течение месяца это сочинение было исполнено четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв Первой мировой войны). Несмотря на правило, запрещавшее аплодисменты во время исполнения духовной музыки, слушатели после заключительного аккорда “Всенощной” каждый раз начинали бурно аплодировать.

В последний раз “Всенощная” исполнялась Синодальным хором в конце 1916 года, в концертном зале Синодального училища -- там, где проходили все репетиции.

После 1917 года это произведение долгие годы не исполнялось. Одной из первых запрещенную русскую духовную музыку включила в свои концертные выступления капелла под управлением Юрлова. 2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Затем это произведение стали ежегодно исполнять в полном объеме в московском храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, правым хором под управлением известного регента Николая Матвеева. Чтобы услышать “Всенощную” С.В.Рахманинова 1 апреля, накануне дня рождения композитора, в храм приходило множество москвичей. ”

“ Я -- русский композитор, -- писал С.В.Рахманинов, -- и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка -- это плод моего характера, и поэтому русская музыка: единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, -- это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце”.

Сегодня Литургия и Всенощная С.В. Рахманинова исполняются в концертных залах всего мира, а отрывки звучат во время богослужений в русских православных храмах: “Тебе поем”, “Богородице, Дево, радуйся”. Полностью Литургию и Всенощное бдение Сергея Рахманинова исполняет хор под управлением регента Алексея Пузакова в храме святителя Николая в Толмачах.

Исполнение Литургии Сергея Рахманинова в храме на Большой Ордынке в середине 80-х годов было удивительным событием и церковной и культурной жизни тех лет. Два раза в год на исполнение литургии хором под управлением Николая Матвеева -- знаменитого регента -- сюда собиралась московская интеллигенция. Постоянно приходил сюда профессор МГУ А.Козаржевский. В этом храме впервые в годы советской власти стали исполнять Литургию Рахманинова. Архиепископ Киприан (Зернов), который здесь настоятельствовал, был ценителем музыки, в молодости -- актером. Поэтому не случайно, что именно он решился возродить это произведение Рахманинова к церковному звучанию.

Всенощное богослужение.

Основные церковные службы- Всенощное бдение и Литургия.

Церковные службы выкристаллизовывались на протяжении веков в довольно сложную композиционную систему. Каждый день церковного года посвящается какому-либо празднику: великому (так называемому двунадесятому), среднему и малому (воспоминание святого или иконы). В связи с этим в службе данного дня совершаются некоторые изменения, требующие чтения дополнительных молитв, отражающих недельный круг церковного календаря. Например, понедельник посвящается воспоминаниям ангельских чинов, вторник - пророкам и Иоанну Предтече. В среду церковь вспоминает предательство Иуды. Четверг посвящается воспоминанию апостолов и святителя Никола Мирликийских чудотворца - день прославления Богородицы, святых мучеников и всех святых, день поминовения усопших.

Девять повседневных служб замыкаются в суточный круг богослужений, который представляет собой логический выстроенный ряд последований вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов (первого, третьего, шестого и девятого) и литургии.

Начинается суточный круг церковных богослужений с вечерни. Так как, следуя библейскому учению, мир был сотворен с вечера (Бытие. 1, 1-5):

В начале сотворил Бог небо и земною.

Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною;

И Дух Божий носился над водою…

Суточный круг включает в себя девять служб, которые в свою очередь объединяются по три в разные время суток. Вечернее время состоит из часа девятого, вечерни и повечерия; утреннее - из полунощницы, утрени и часа первого, а полуденное делится на час третий, шестой и литургию. На востоке первый час считается часом восхода солнца, по русскому счислению он соответствует утреннему седьмому часу. Далее, соответственно, третий час будет девятым, шестой - двенадцатым часом дня, а девятый - третьем пополудни.

Богослужебные часы проходят в чтении коротких молитв, символизирующих славословие Богу за дарованы человечеству свет (первый час); воспоминание о Святом Духе, ниспосланном на апостолов в день Святой Троицы (третий час); воспоминание о распятии Иисуса Христа (час шестой) и его смерти (час девятый).

Вечернее богослужение, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней, называется Всенощным бдением. Такое название оно имеет потому, что в древние времена служба начиналась с вечера и заканчивалась утром, то есть всю праздничную ночь верующие проводили за молитвами. В наши дни такая практика богослужения сохраняется лишь в некоторых монастырях, например на святой горе Афон в Греции.

Всенощное бдение состоит из трёх частей: вечерни, утрени и первого часа.

В начале вечерни открываются Царские врата. Священник с дьяконом совершают каждение алтаря (благовонный ладан, источаемый кадилом, символизирует возношение наших молитв к Богу), а открытие Царских врат и каждение алтаря означает явление славы Божией в Сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю после их сотворения.

Возглас диакона “Восстание! Господи, благослови” и славословие священника “слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троицы всегда, ныне и присно, и во веки веков” завершают хор - “Аминь!” ( в переводе с еврейского - “истинно”).

Затем диакон со священником совершают каждение храма. Хор в это время поёт псалом 103-й “Благослови, душе моя, Господа”. Торжественный гимн Творцу, автором которого, согласно Священному писанию, был царь Давид, царь- псалмоповец, от которого произошёл род Иисуса Христа. В этой песне, воспевающей сотворение мира, восторг, изумление и трепет перед силой и могуществом Творца (“Все премудростию Ты сотворил!...”) В ней - благодарность и восхищение, переполняющие душу псалмопевца при созерцании величия, гармонии и красоты мира, созданного по воле Божией. Во время пения псалма 103-го весь храм залит светом, как знак того, что в мире царит Свет Божий. Открытые Царские врата напоминают нам, что было время, когда человек был рядом с Богом, что человек призван вернуть это время снова.

После каждения храма и пения псалма Царские врата закрываются, храма и пения псалма Царские врата закрываются, храм погружается в темноту. Остаются зажжёнными лишь лампады и свечи - как огоньки жизни на земле, как молчаливые души, обращённые к своему создателю.

Следует Великая (мирная) ектения (с греческого - “протяженное моление” ) - ряд прошений, возглашаемых с амвона диаконом и сопровождаемых пением хора “Господи, помилуй”. Ектения напоминает верующим о безрадостной жизни наших праотцев, изгнанных из рая, и о нашей постоянной потребности в помощи Божией.

После пения хора псалма “Блажен муж” начинается первая группа стихир, которая так и называется “стихиры на Господи, воззвах”:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; услыши мя, Господи.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего.

Внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою,

Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Услыши мя, Господи.

В переводе на современный русский язык означает : “Господи, к тебе взываю: услышь меня. Услышь меня, Господи. Внемли голосу моления моего. Когда взываю я к Тебе. Услышь меня, Господи. Пусть молитва моя устремится к Тебе, как благоухание пред Тобою, воздеяние рук моих пусть будет жертвой вечерней. Услышь меня, Господи”.

Далее поются стихиры в честь празднуемого события. Вся первая группа стихир символизирует горестные мысли праотца Авраама после грехопадения, а также о том, что человек на земле не может жить без помощи Божией.

Затем совершаются Вечерний вход (вход с кадилом). Священник и диакон со свечой выходят из северных врат, подходят по солее к открытым Царским вратам, перед которыми диакон возглашает: “Премудрость, прости!” (ударение на первом слоге означает - “будем внимательны” ). После чего священник благословляет верующих и вместе с диаконом входит в алтарь, где оба становятся на Горнем месте. Символика Вечернего входа такова: свеча обозначает святого Иоанна Предтечу, священник - Господи Иисуса Христа, пришедшего для спасения мира. Вход священника в алтарь символизирует Вознесение господа на небо.

Хор в это время поёт умилительную песнь “Свете тихий”. Удивительное песнопение - сродни колыбельной новорожденному, но ещё не явленному открыто миру младенцу Иисусу Христу. Как правило, эта песнь поётся по нотам, так как многие композиторы создавали прекрасные образцы для “Свете тихий”.

Житие святого епископа Афоногена - наставника христиан города Севастии, жившего во II веке н.э., рассказывает, что впервые эта песнь прозвучала из уст святаго Афонагена, когда язычники вели его на место казни:

Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго,

Святаго, Блаженнаго, Иисуса Христе!

Пришеде на запад солнца, видевшее свет вечерний,

Поем Отца, Сына и Святаго Духа. Бога.

Достоин еси во вся времена пет бытии гласы преподобными,

Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит.

(Тихий Свет Святой Славы Бессмертного небесного Отца, Святого и Блаженного, Иисусе Христе! Мы, пришедше к концу дня, глядя на закат солнца, воспеваем Отца и сына и Святого Духа, Бога. Достоин Ты быть воспеваемым во все времена голосами верных Твоих, Сын Божий, дающий нам жизнью потом мир и прославляет Тебя).

По завершении входа и пения “Свете тихий” диакон возглашает прокимен - стих из псалтири, который несколько раз пропивается хором. Царские врата закрываются. Если всенощное бдение совершается накануне особого праздника (не воскресного дня), то читаются парамеи - особые фрагменты из Ветхого Завета, связанные со смыслом праздника.

После этого, вышедший на амвон диакон, возглашает сугубую и просительную ектении, которые сопровождает хор пением “Господи, помилуй (один раз или трижды) и “Подай, Господи ”. А между ними исполняется песнопение “Сподоби, господи”.

Накануне особого торжественных праздников после ектении и “Сподоби, господи” совершаются лития и благословение хлебов. Священник и диакон выходят из алтаря и встают близ входа в храм (притвор) в его западной части. Лития - это особо усердное моление о нуждах христиан. Она напоминает древние крёстные ходы верующих первых веков, которые совершались втайне, по ночам - из опасения в преследовании язычников.

Далее поются праздничные стихиры и молитва Симеона Богоприимца “Ныне отпущаеши”. Старец Симеон, оставляя земную жизнь, подарил миру песнопение, славящее младенца Христа. Предание сохранило рассказ, согласно которому старцу было обещано Богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. И вот, когда дева Мария с праведным Иосифом принесли младенца Христа в храм, на сороковой день после Рождества, для посвящения его Богу (чего требовал закон), то по вдохновению Божию пришёл туда и Симеон. Увидев Младенца, он взял Его на руки и произнёс:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,

по глаголу Твоему, с миром;

Яко видеста очи мои спасение Твое,

Еже еси откровение языков,

И славу людей Твоих Израиля.

(Ныне Ты отпускаешь раба Твоего, Владыка, как и обещал когда-то, с миром, потому что увидел глаза мои Того, через Кого Ты приготовил спасение для всех людей: Он - свет для просвящения язычников и слава народа Твоего Израильского.)

В этой молитве, воплощенной в творчестве многих композиторов, и тихая радость от свершения обещанного Богом, и свидетельство о Спасителе, пришедшем в мир, и возвещение о том, что спасение это для всех людей, и благодарность Израильскому народу, давшему миру Богочеловека.

Далее трижды поётся тропарь праздника, после чего священник благословляет хлебы, пшеницу, вино и елей, которые расположены на специальном столике посреди храма.

Это даже напоминает о первохристианских временах, когда для подкрепления сил молящихся всю ночь христиан, священники во время богослужения раздавали им хлеб, вино и елей. Пять благословляемых хлебов напоминают о чуде насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Завершается вечерня словами священника, обращенным к молящимся: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков”, на что хор отвечает: “Аминь” ( истинно, подлинно).

Следующая часть всенощного бдения - утреня. Она начинается с пения хора ангельского славословия Рождеству Христову - “Слава вышних Богу”. Этот Церковный гимн ещё называют “Великим славословием”. В нём звучит хвала и благодарение, мольба о прощении и о помощи на предстоящий день.

Существует огромное количество “Великих славословий”, созданных вдохновением композиторов. Музыка их самая разная от нежной, тихой, как бы трепещущей в благоговении перед божественной

Беспомощностью в лице младенца Христа, до торжественного- громовой, победной, подобной как бы мощному небесному хору, воспевающему Божественное величие и всемогущество (наиболее известны “славословия” П.Чайковского, С.Рахманинова, П. Чеснакова, А.Струмского).

После “Великого славословия” читается шестопсалмие - есть псалмов (№№ 3, 37, 62, 87, 102, 142), в которых содержатся молитвенные обращения к Богу об очищении людей от грехов, которыми мы оскорбляем Его, несмотря на постоянное Божие “промышление” о нас.

Во время шестопсалмия священник читает особые молитвы о ниспослании людям милости Божией - вначале в алтаре, а затем амвоне. Смиренный выход священника из алтаря на амвон символизирует тихую, уединённую проповедь веры.

Следующая за шестопсалмием великая ектенья во всём подобна той, что совершается на вечерне. Вслед за ней, после возгласа диакона, хор четыре раза поёт стих “Бог Господь и явился нам, благословен Грядый во имя Господне” - этим пением указывается на явление Христа Спасителя людям как Божественного Учителя и Чудотворца.

Затем поётся тропарь праздника и читаются кафизмы - группа псалмов, на которые разделена псалтирь (всего их по 20). По окончании чтения кафизм и возглашении диаконом малой ектеньи, наступает время самой торжественной части всенощного бдения - полиелия. Через открытые Царских врата духовенство с зажжёнными свечами в руках выходят на середину храма и встаёт перед иконой праздника, установленной на аналое. Хор в это время торжественно поёт хвалебную песнь из псалмов 134 и 135: “Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуйя” 9с древнееврейского слово “аллилуйя” означает также “Хвалите бога”. Это пение напоминает верующим о радостном воскресении Христовом. В храме вновь зажигается полный свет. “Хвалите имя Господне” поётся всегда по нотам или на традиционный распев, предаваемый из поколения в поколение, а потому знакомый присутствующим на богослужении.

Затем священник и дьякон совершают каждение алтаря и всего храма, а хор поёт воскресные тропари “Благословен еси господи”, если служба совершается накануне воскресного дня, или величание праздника со стихами из псалмов, если накануне праздничных дней.

Вновь открытые Царские врата символизируют собой “отваление ангелом камня”, закрывавшего пещеру Гроба Господня. Шествие священнослужителей с каждением по храму напоминает нам о жёнах мироносицах, ходивших ночью ко Гробу господню. Чтобы помазать благовониями тело Иисуса Христа, и первыми получивших от ангела радостную весть о Воскрешении Христовом.

После малой ектеньи хор поёт антифон 4-го гласа “От юности моея” (кроме всенощных под воскресенье). Этот антифон предназначен для попеременного пения двумя хорами. Другое название этой песни - степень ( во множественном числе - степенны), что означает “ступень”, так как содержание этих антифонов, или степенных, бралось из псалмов, которые пелись на ступенях Иерусалимского храма, и представляло собой некое восхождение по ступеням незримой лестницы от земли к небу, от скорби к радости.

За пением степенны из алтаря выходит дьякон с евангелием и на амвоне провозглашает прокимен, затем он спускается к священнику, стоящему посреди храма, и тот читает отрывок из Евангелия (по-церковному зачало), посвящённый празднуемому событию.

После этого порядок богослужения под воскресный день и под праздничный день различаются. Под воскресный день после окончания чтения Евангелия хор (а по возможности и всё молящиеся) поёт торжественную песнь, прославляющую Христово Воскресение “Воскресение Христово видевшее…”, после чего Евангелие полагается на аналой посреди храма. Под праздничный день Евангелие уносится в алтарь.

Затем начинается чтение канона - богослужебного проследования отдельных тропарей, посвященное празднуемому событию. Чтец канона перед каждым тропарём произносит особое молитвенное воззвание (например, “Слава Тебе Боже наш, слава Тебе” или “Пресвятая богородице, спаси нас”). Тропари пропеваются хором. Во время чтения канона священнослужители помазываются освященным маслом во образ призывания милости Божией.

После этого обряда осуществляется помазание верующих. Молящиеся, подходя по очереди к аналою, крестятся, целуют евангелие или икону праздника и подходят к священнику, который специальной кисточкой, омоченной в масло, изображает им на лбу крест. Следует различать, что этот ритуал - не есть миропомазание, как не очень грамотное верующие его называют. Миропомазание - одно из семи таинств Церкви наряду с крещением, исповеданием, причастием, рукоположением в сан священника, таинство брака (венчанием) и соборованием (очищением от грехов накопленных за жизнь). Это же помазание лишь символизирует собой призвание милости и благословения Божия.

По окончании канона хор поёт третью группу стихир, так называемую “стихиры на хвалитех”, потому что они всегда начинаются со слов псалма “Всякое дыхание да хвалит господа”.

На предпоследней песне канона дьякон перед иконой божией матери возглашает: “Богородицу и Матери Света в песнех возвеличим”. Хор поёт “Честнейшую” - песнь, посвященную деве мари. Стихи этой песни взяты из евангелия от Луки, повествующего о встрече Девы Марии и праведной Елисаветы. К “Честнейней” обращались многие русские композиторы, но она (эта песнь) существует и на традиционные “обиходные” напевы и на гласы - 4-й, 6-ой или 8-ой. В песне выражена радость девы Марии от близости Бога и пророчества о сыне Божием, которого она должна родить, и хвала Божьему милосердию. Это одна из главных величальных песен Богородице.

После обращенного к Богу возгласа священника в алтаре “Слава Тебе, показавшему нам Свет!”, хор поёт великое славословие “Слава в вышних Богу” второй раз, заключая утреню. В древности, когда первые лучи солнца должны были озарить землю, раздавался этот возглас священника.

В субботу вечером, во время воскресной всенощной после “стихиры на хвалитех” поются особые воскресные тропари. Все шесть тропарей поются на 5-й глас (9-й тропарный), реже - на специально созданную мелодию. Это песнопение называется “Ангельский собор” по начальным словам первого тропаря.

В нём воспевается Воскресение Христа: изумление небесных сил, плач мироносиц пред Гробом господним, возвещение ангела мироносицам о воскресении Господа, прославление и поклонение Богу- троице, наше благодарение Божией Матери за рождение его Спасителя.

Затем, после произнесения диаконом сугубой и просительной ектеньи, священник стоя в Царских вратах, произносит отпуст, завершающий утреню, на котором упоминаются святые, почитаемые в данном храме или местности, и святые, празднование дня памяти которых начинается вечерним богослужением.

Всенощное бдение завершается прочтением первого часа, по окончании которого хор поёт кондак праздника, или благодарственную песнь во славу божией матери - “Взбранной Воеводе победительная…”.

Делись добром ;)