Скрябин А.Н. Жизненный путь

реферат

3. Звезда первой величины

В 1894 году в жизни Скрябина произошел перелом благодаря тому, что его творчеством заинтересовался, начал публиковать и пропагандировать его произведения один из крупнейших русских лесопромышленников Митрофан Петрович Беляев (1836-1904). Располагая огромными средствами значительную часть, которых он употреблял на организацию в издательство и концертов, составляя их программы из произведений русских композиторов, Беляев сыграл большую роль в музыкально - общественной жизни России.

В.И. Сафонов говорил с Беляевым и горячо порекомендовал ему опубликовать ранние произведения Скрябина. Митрофан Петрович слушал эти пьесы в исполнении автора, приезжавшего в Петербург в начале 1894 года, познакомился с ним и был очарован его музыкой и личностью. Беляев с первых мгновений учуял дар Скрябина, но "комитет" издательства призванный Беляевым быть высшим судьей в вопросах художественной ценности предлагаемых к изданию сочинений, раскололся во мнениях: Римский-Корсаков и Глазунов были против издания этих молодых опусов Скрябина. Только Лядов определенно поддержал Беляева, и последний принял на себя единолично решение напечатать вещи сразу и навсегда полюбившегося ему нового композитора. Постепенно творчество Скрябина завоевывало все боле и более широкое признание, чему не мало способствовала публикация его произведения М.П. Беляевым, назначавшим к тому же высокие гонорары и заботившимся об их распространении. Забота Беляева распространялась не только на сочинения Скрябина, но и на самого композитора. Вслед за "Allegro appassionato" издательство Беляева опубликовало Первую сонату, 12 этюдов, а так же прелюд и этюд для одной левой руки. В этих произведениях не только проявилось яркое своеобразие Скрябина, но и определился круг его творческих исканий, которые так часто завершались созданием музыкальных образов несравненной красоты. Первая соната - едва ли не самое трагедийное произведение Скрябина. Непосредственно связанная с заболеванием руки, вызвавший тяжелые переживания и мучительные размышления, соната эта содержит страницы взволнованной лирики, сосредоточенных размышлений чередующихся с драматическими кульминациями, и завершается похоронным маршем. Именно эмоциональная сложность музыки Скрябина, которая так же как её интеллектуализм, определилась уже в ранний период его творчества, обусловила в той или иной мере частое обращение композитора к сонатной форме.

Драматургической основой сонатной формой является развитие и противопоставление контрастирующих образов, приводящее к идейно эмоциональному итогу. И если в начале такое конфликтное противопоставление ограничивалось двумя образами, то есть музыкальными темами, называвшимися так же главное и побочной партиями, то уже у Бетховена, например, к ним добавляются тема интродукции, вторая побочная и приобретающая самостоятельное значение заключительная партия, совокупность которых образует экспозиции. Скрябин рано обратился к принципам сонатности, способствовавшим широким художественным обобщениям. Образный строй Первой сонаты отражает и волевую решимость, ощущающеюся в первой части, и драматические порывы, воплощающие стремление победить отчаяние, вызванное болезнью и угрозой крушения надежд и запечатлевшееся в финале сонаты - похоронном марше. Нельзя не заметить, что в Первой сонате эмоциональная напряженность достигается путем применения обширного арсенала средств выразительности, включая многообразнейшие приёмы пианистической техники: порывистые октавы и тяжелые аккорды сменяются пленительной лирической кантиленой на фоне полнозвучных фигураций, в похоронном марше слышаться гулкая раскачка колоколов. Все части сонаты характеризуются тщательной отработкой каждой детали. Такими достоинствами, ставшими характерными чертами стиля Скрябина, отличаются и его 12 этюдов для фортепиано, написанные в 1894 году и уже в следующем году изданные Беляевым. В России не за долго до Скрябина фортепианные этюды писали А.Г. Рубинштэйн, А.К. Лядов и С.М. Ляпунов. Но классической высоты жанр русского фортепианного этюда достиг именно в творчестве Скрябина. Подобно Шопену, Скрябин сочетал в своих этюдах поэмность с определенной технической задачи. Все 12 этюдов, созданных композитором на 20 году жизни, уже свидетельствовали о широчайшем эмоциональном диапазоне и блистательном мастерстве воплощения и развития музыкальных образов, раскрывающих сложный мир человеческих чувств и переживаний. На ряду с образами тревоги и героическими призывами в этюдах не мало страниц вдохновенной скрябинской лирики, примерами которой могут служить Шестой этюд и в особенности Одиннадцатый, исполнявшись автором во многих концертах. Состояние поврежденной руки не переставало беспокоить Скрябина, и Беляев который советовался со многими врачами, единодушно считавши, что завершение лечения руки будет завесить от общего укрепления здоровья композитора решил с этой целью финансировать его поездку за границу. Весной 1895 года Александр Николаевич выехал лечить в Германию то была его первая зарубежная поездка, продлившаяся 4 месяца.

Делись добром ;)