Советская музыка

контрольная работа

2. Массовая песня довоенного времени (1930 - 1941гг.)

Массовая песня - в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Музыкальный образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вокальной мелодии, обобщенно отражающей смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общая значимость содержания массовой песни в сочетании с простотой формы, поэтического и музыкального языка, использование певческих голосов в наиболее употребительных регистрах обусловливают ее максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия.

С середины 20-х и до конца 50-х гг. XX в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество советских композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к массовой песне стали относить лишь одну жанровую разновидность - хоровую песню на общественно-политические темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от других разновидностей песни - эстрадной и бытовой, массовая песня (в узком смысле) рассчитана на хоровое звучание (без сопровождения), главным образом во время демонстрации, митингов, собраний и других крупных общественных событий.

Часто массовые песни отличаются героическим характером и выдержаны в ритме марша. Поэтические тексты обычно включают агитационные обращения - призывы, которым соответствуют лаконичные, четкие, броские музыкальные фразы-лозунги (чаще всего в припеве). Массовые песни, как правило, связаны с социальной и национально-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс.

В первые годы после Октября сильно возрастает потребность в песнях, рассказывающих о героях революции, о подвигах. Новые песни в первое время возникали стихийно. Имена авторов музыки, текста нередко оставались неизвестными. Таковы популярные песни «Паровоз», «Яблочко», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» или знаменитая песня «По долинам и по взгорьям», в которой известен только автор слов (П. Парфенов). Мелодии же новых песен порой оказывались переделками старых песен и даже романсов. Например, маршевая песня «Смело мы в бой пойдем» возникла как измененный вариант лирического, «жестокого» романса «Белой акации гроздья душистые».

Постепенно в создание новых песен включаются «профессиональные композиторы -- Дм. Покрасс («Марш Будённого». «Прощание» -- «Лай приказ ему на Запад»). А. Давиденко («Конная Буденного». «Первая Конная»). В Белый («Орленок»). Большинство песен приближалось к маршам. Их характер был суровый, мужественный.

В начале 30-х годов советская массовая песня вступила в полосу необычайного расцвета. Именно в 30-е годы советская песня стала и подлинно массовой и подлинно художественной. Ряд причин способствовал расцвету песенного жанра, и прежде всего оказавшее колоссальное воздействие именно на массовую песню появление нового вида искусства, которое родилось в 30-е годы, - звукового кино, сменившего немое кино 20-х годов.

«Великий немой заговорил» - этой крылатой фразой деятели киноискусства приветствовали рождение звукового кино. Однако о многих звуковых кинофильмах того времени можно сказать также «Великий немой запел» - такую важную роль в их драматургии стала играть массовая песня.

Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали в 30-е годы такие композиторы, как Д. Шостакович и братья Дм. и Дан. Покрасс, Т. Хренников, Н. Крюков. Но самым популярным композитором в области кино в те годы был И. Дунаевский. Его песни буквально на другой день после выхода на экран фильма распевались по всей стране. Это «Марш энтузиастов» (из кинофильма «Светлый путь»), «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь»), «Марш веселых ребят» (из кинофильма «Веселые ребята»), «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» (на слова В. Лебедева-Кумача) была не только широко известной: ее начальные звуки стали позывными Всесоюзного радио.

Также отличительной особенностью музыки 30-х годов становится соединение лирики и маршевости. В песенном творчестве композиторы обходили сложные и трагические события своего времени. Даже в творчестве Д. Шостаковича, чутко и пронзительно-остро отразившего трагедию 30-х годов в своем творчестве, песня для кинофильма «Встречный» отличалась, как и песни Дунаевского, радостным, светлым колоритом, зажигательной энергией и оптимизмом. В 30-50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли массовые песни композиторов А. Александрова ("Священная война"), М. Блантера ("Катюша"), И. Дунаевского ("Песня о Родине", "Марш энтузиастов"), В. Захарова ("Ой, туманы мои"), Л. Книппера ("Полюшко"), А. Новикова ("Гимн демократической молодёжи мира"), Дм. и Дан. Покрассов ("Москва моя"), В. Соловьёва-Седого ("В путь") и другие на слова поэтов В. Гусева, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, Л. Ошанина и других. Тогда же массовая песня утвердилась в творчестве композиторов всех республик.

Итак, 30-е годы занимают особое место в истории развития массовой советской песни. В эти годы было положено основание советской песенной классики. Именно в это время произошел важный качественный скачок, в результате которого советская массовая песня вступила в полосу необычайного дотоле расцвета. 30-40-е годы 20 века дали советскому искусству таких признанных корифеев песенного жанра, как И. Дунаевский, А. Александров, В.Захаров, М. Блантер, братья Покрасс и других.

3. Г.Свиридов симфонический цикл «Поэма памяти Сергея Есенина»

концерт песня довоенный симфонический

История возникновения этого произведения началась с увлечения Г. Свиридова стихами С. Есенина. В 1968 году в беседе с корреспондентом одной из ленинградских газет, Свиридов рассказал: «Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды -- а произошло это в ноябре 1955 года -- я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом». Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы камерного жанра и требуют иного решения. И в начале 1956 года создается новый, окончательный ее вариант -- для солиста (тенор), смешанного хора и симфонического оркестра. Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского.

В этом произведении композитор, по его словам, хотел "воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей". Эпиграфом к "Поэме" Свиридов взял слова С. Есенина: "Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Образ Поэта предстает у Свиридова сложным, глубоким и трагичным. Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина -- большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной -- Русью.

Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала как бы окончательной реабилитацией Есенина (1895--1925), долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни.

«Поэма памяти Сергея Есенина» -- одно из самых значительных сочинений Свиридова. Произведение состоит из 10-ти частей, в которых использованы стихи Есенина разных лет: "Край ты мой заброшенный"; "Поет зима"; "В том краю"; "Молотьба"; "Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914--1916). Последующие четыре стихотворения относятся к 1918--1924 годам и посвящены образам молодой Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе» (1924), озаглавленных Свиридовым: «1919...» и «Крестьянские ребята»; стихотворение «Я -- последний поэт деревни...» (1919) и фрагмент из цикла «Иорданская голубица» (1918) -- «Небо -- как колокол...», образующий финал поэмы.

Такая группировка отчетливо делит всю композицию, соответственно содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и «Русь советская».

Внутри этих частей имеется своя группировка номеров, подчеркивающая связь, одних и расчлененность других соответственно их образно-смысловому содержанию. Создается она вследствие того, что соседние номера исполняются без перерыва -- аttасса, объединяясь в небольшие разделы: №№ 1--2, 3--4, 5--6; 7--8, 9--10. Таким образом, первая часть содержит три раздела по два номера в каждом, вторая -- два.

Все части произведения Свиридова пронизаны лирической «есенинской» песенностью. Ее жанровые истоки многообразны. Это и протяжная крестьянская песня, и архаические попевки, и интонации городского романса, и частушечные мотивы.

Еще одна особенность свойственная этому ораториальному произведению, возникшему из замысла камерного вокального цикла: сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов --лирического и эпического.

Идеально, тонко соответствует облику «крестьянского поэта" Есенина голос певца-солиста - лирический тенор. Он поет четыре сольные песни: "Край ты мой заброшенный", "В том краю, где желтая крапива", "Ночь под Ивана Купала" (№ 6), "Я последний поэт деревни". Все они важны для понимания замысла произведения: это печальное размышление поэта о родном крае, предсказание его горькой судьбы, рассказ о его собственном рождении в лесу, где "леший плакал у сосны".

С лирическими песнями-монологами тенора чередуются хоровые номера -- эпические картины русской природы, то могучей, стихийной ("Поет зима -- аукает"), то сказочно-зачарованной ("Ночь под Ивана Купала", № 5). Здесь композитор использует кварто-квинтовые попевки, которые лежат в основе не только мелодии, но и всей многоголосной фактуры.

В неразрывном единстве с природой предстают в хоровых номерах и люди. В 4-ом номере «Молотьба» повествование «Поэмы» переводится в мир деятельный, активный. Воссоздается образ крестьянского труда, труда тяжелого, но радостного. Это его прославление. Однако в 7-ом номере - «1919» перед слушателями предстает совсем иная картина. Картина родной деревни, запустелых полей, земли, опустошенной и разоренной за годы войны...

Второй раздел «Поэмы» посвящен грозовым послереволюционным годам, суровому времени гражданской войны.

8-ой номер «Крестьянские ребята» -- воплощение образа деревенской бедноты, поднявшейся на защиту Советской власти, образ красноармейцев, удалой молодецкой силы новой России. Стихи Есенина используют ритмы любимой песни периода гражданской войны -- «Яблочко». Подхватив эту «идею» стихов, композитор строит всю часть на основе частушечных ритмо-интонаций, в виде хоровой песни с припляской.

Два следующих номера («Я последний поэт деревни» и «Небо - как колокол») поэмы -- финальные. Один завершает лирическую тему -- судьбы поэта. Другой -- эпическую, посвященную народу, Родине. В этих финальных номерах ярко и глубоко выражены противоречия облика Есенина, его психологическая и мировоззренческая двойственность.

«Поэма памяти Сергея Есенина» -- одно из прекрасных произведений советской музыки. Воплощая в нем лирическую тему есенинской поэзии -- «любовь к родному краю», Свиридов раскрывает также важные для поэта грани этой темы: поэт и Родина, поэт и народ, поэт и революция. Он показывает их во всей сложности и противоречивости, свойственных Есенину, не сглаживая остроту и трагизм его переживаний.

Как и стихи Есенина, музыка Свиридова выросла на почве русской, вспоена соками крестьянской жизни, вскормлена родной землею. Ее национальное своеобразие -- не в фольклорных заимствованиях. Их у композитора нет. Но поет он так же; как поет народ. Музыка его проста, возвышенна, естественна и точна в своей образно-эмоциональной выразительности.

Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности свойственные народной музыке: характерные кварто-квинтовые и трихордные попевки, диатоника и пентатонические обороты, вариационное развитие, ладовая и метрическая переменность, разнообразные народно-песенные жанры и столь характерные и различные колокольные звучания, проходящие сквозь всю композицию. Колокольный звон приобретает особое значение в «Поэме»: колокол является одним из символов России. В подлинной народности таланта Свиридова заключены возможности создания произведения такой красоты, поэтичности и возвышенности.

В целом поэма Свиридова -- оригинальное, необычное по жанру произведение. Это нетрадиционная оратория, поскольку в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и нетрадиционная кантата, поскольку цикл объединен образом одного героя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохоров И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода: Для седьмого класса детской музыкальной школы. - М.: Музыка, 2003

2. Бокщанина Е.А. Советская музыкальная литература. Вып. 2. -М.: Музыка, 1979

3. Риттих М. Советская музыкальная литература. Вып. 1. -М.: Музыка, 1981

4. Тараканов М. Творчество Р. Щедрина. -М.: Советский композитор, 1980

5. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература 20века: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмету. -М .: Музыка, 2006

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

1. http://www.norma40.ru/articles/massovaya-pesnya.htm

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4827/Массовая

3. http://solamusica.narod.ru/s/Sviridov_G.V._Poem_memory_Sergeya_Yesenin.html

4. http://www.belcanto.ru/or-sviridov-esenin.html

5. http://www.vizaviradio.ru/music43.html

Делись добром ;)