Современный репертуар народных инструментов

курсовая работа

2.1 Создание первых оркестров хроматических гармоник, балалаечного оркестра и особенности становления их репертуара

Большой вклад в создание совместной формы исполнительства на хроматических гармониках внес создатель первой хроматической гармони Николай Иванович Белобородов.

Сразу же после появления первой хроматической гармони Белобородов заказывает еще два аналогичных инструмента. И вскоре в его доме зазвучало первое в России трио, сразу же завоевавшее успех в округе. В его состав входили Николай Иванович и его дочери, Софья и Мария.

К концу 1880-х годов Белобородов из группы тульских рабочих оружейного и патронного заводов организует «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». Коллектив состоял из 10 исполнителей, а к началу 1890-х годов число участников возросло до 16 человек. Первые репетиции оркестра проходили в доме Николая Ивановича по воскресным дням и продолжались по 4 - 5 часов. Все партитуры и партии для своего оркестра Белобородов писал сам.

Для оркестра гармонистов были заказаны специальные инструменты, отличающиеся друг от друга размерами, диапазоном и тембром. В создании оркестровых вариантов принимали участие лучшие тульские мастера - Л. А. Чулков, В. И. Баранов, А. И Потапов. Были изготовлены гармони: флейта-пикколо, прима, секунда, альт, виолончель, бас и контрабас. Название инструментов свидетельствует о том, что руководитель оркестра стремился создать настоящий оркестр и приблизить его к симфонической структуре.

Создание оркестровых разновидностей гармоник явилось важным моментом в развитии коллективного исполнительства. Максимов Е.И. Оркестр и ансамбль русских народных инструментов: Исторические предпосылки // Кружок Белобородова. -М.:Советский композитор, 1983, С. 152-155.

Первое выступление оркестра состоялось в 1897 году. На премьере в числе зрителей присутствовали именитые гости: Л. Н. Толстой и оперный певец Н. Н. Фигнер. Концерт был принят публикой очень горячо. Из репертуара оркестра сохранились три нотных альбома, которые включают марши, польки, вальсы. Кадрили, «Камаринскую», романс «Москва», обработки народных песен. В концертных программах коллектива были и собственные сочинения руководителя. Первыми оригинальными пьесами, специально написанными для гармони, были Полька-фантазия и кадриль «Охота». Учитывая очень скромные музыкальные познания Николая Ивановича, сочинения его по своему уровню художественной ценности не представляют. Но главное - им были выполнены аранжировки произведений музыкальной классики, таких как Увертюра к опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра Ф. Зуппе к опере «Пиковая дама». Выступления оркестра проходили в Туле и ее окрестностях. Коллектив редко выезжал за пределы своего города. Как правило, все сборы от концертов по инициативе Белобородова поступали в фонд детских приютов Тулы, и это несмотря на свои материальные трудности, связанные с расходами по содержанию оркестра.

В 1900 году Николай Иванович передает руководство оркестром своему ученику Владимиру Петровичу Хегстрему (1865 - 1920). Будучи очень инициативным человеком, Владимир Петрович, начиная с 1901 года, увеличивает количество выступлений и намного расширяет их географию. Тульские гармонисты выступали в Петербурге. Воронеже, Калуге, Пензе, Сумах, Курске. Значительно благосклоннее стала относиться к оркестру и пресса.

В 1907 году в Туле было организовано «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках». Н. И. Белобородов единогласно был избран его почетным членом. Правлением «Общества» были широко разрекламированы цели и задачи первой в России ассоциации гармонистов.

В уставе «Первого Российского общества любителей игры на хроматических гармониках» говорилось о необходимости развития и распространения игры на хроматических гармониках среди населения страны, а также о необходимости расширения производства этих инструментов и усовершенствование их. В задачи «Общества» входили обязанности по устройству концертов, музыкальных вечеров, выставок гармоник, выпуск журналов и литературы.

Зимой 1907 года состоялось знаменательное событие. В Москве, в Малом зале консерватории,10 декабря состоялся концерт «Первого Российского общества любителей игры на хроматических гармониках» под управлением В. П. Хегстрема. В это день с большим успехом были исполнены такие произведения, как Вальс из оперы Ш. Гуно «Фауст», отрывки из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», вальсы И. Штрауса, увертюра Ф. Зуппе к опере «Пиковая дама».У московской публики этот концерт вызвал необычайный успех. На оркестр смотрели как на диковинку. На следующий год вышла пластинка с записью оркестра.

Уже в конце XIX - начале XX века стали появляться и другие оркестры хроматических гармоник. Так, наряду с оркестром В. П. Хегстрема в первые годы ХХ века в Туле пользовался популярностью аналогичный оркестр под управлением И. Р. Трофимова. В Петербурге в оркестре, руководимом В. С.Варшавским, к диатоническим инструментам были добавлены хроматические. Аналогичные изменения также были осуществлены и в оркестре под управлением С. Л. Коломенского.

Но все же ни оркестр Н. И. Белобородова и В. П. Хегстрема, ни иные подобные коллективы в дореволюционные годы большого распространения не получили.

В. В. Андреев вошел в историю русской культуры как выдающийся музыкальный деятель, композитор, талантливый дирижер и просветитель, солист-балалаечник и создатель первого в России оркестра русских народных инструментов.

Со временем В. В.Андреев пришел к заключению, что сольным исполнением на балалайке невозможно будет достичь цели широкого развития народных инструментов и народной инструментальной музыки. Поэтому он принимает решение организовать ансамбль балалаечников.

В октябре 1887 года Андреев организовал из своих последователей и учеников «Кружок любителей игры на балалайках», в состав которого кроме Василия Васильевича вошли А. А. Волков, В. А.Панченко, А. В.Паригорин, ФЕ. Реннике, А. Ф.Соловьев, Д. Д. Федоров и Н. П.Штибер.

Весной 1997 года музыкальный мастер ФС. Пасербский изготовил балалайку с большим корпусом и увеличенной мензурой. По аналогии с семейством смычковых этот инструмент получило название «балалайка альт». Вскоре появляется балалайка бас, а несколько позже - контрабас. Все они звучали в кварто-квинтовом строе. Тесситурные разновидности балалаек имели хроматический звукоряд с диапазоном в две с половиной октавы. Таким образом, уже при рождении балалаечного оркестра в его основу был положен принцип, характерный для симфонического оркестра - членение на различные по тесситуре инструменты внутри одного семейства при унисонном дублировании партий. Тогда же были сконструированы и другие виды балалаек, впоследствии не прижившиеся: балалайка дискант настраивалась октавой выше примы (а2 - е2 - е2), пикколо звучала в кварто-квинтовом «разладе» (е2 - а1 - е1), а тенор настраивался октавой ниже примы.

В зале городского Кредитного общества, в котором 20 марта 1888 года с благотворительной целью в пользу «Общества попечения о бедных и больных детях» состоялся первый публичный концерт балалаечного кружка. Этим выступлением Андреев заложил начало возрождению, совершенствованию и развитию в нашей стране русских народных инструментов и народной инструментальной музыки. Впоследствии этот коллектив вошел в историю как родоначальник всех ныне существующих народных оркестров. Концерт прошел в большим успехом.В 1889 году Андреев со своим коллективом отправляется во Францию для выступления в русском павильоне на Всемирной парижской выставке. Концерты ансамбля прошли с шумным успехом. Горлов А. Призводство и ремонт смычковых инструментов // Разновидности балалаек, их конструкция. -М.: Легкая индустрия, 1975, С.47-50.

В конце 80-х - начале 90-х годов 19 века состав андреевского кружка расширился. Наряду с любителями появились и профессионалы. С 1888 года ближайшим соратником Андреева становится Николай Петрович Фомин (1864 -1943). Фомин являлся не только создателем основного репертуара для андреевского оркестра - обработок народных песен, многочисленных переложений музыкальной классики, собственных сочинений, но и участником Великорусского оркестра В. В.Андреева (он играл на балалайке секунде), его консультантом, помощником в деле реконструкции и усовершенствовании русских народных инструментов. Разработал конструкцию балалайки секунды, а в начале 20 века - конструкцию клавишных гуслей. Николай Петрович помогал Андрееву и в освоении техники дирижирования.

Немалую роль в становлении оркестрового исполнительства сыграло появление в середине 1890-х годов других высококвалифицированных сподвижников Андреева. С 1898 года вторым дирижером андреевского оркестра становится Федор Августович Ниман (1860 - 1936), а после кончины В. В.Андреева он являлся руководителем коллектива на протяжении 13 лет. Среди ближайших соратников Андреева следует назвать Николая Ивановича Привалова (1868 - 1928) и Владимира Трифоновича Насонова (1860 - 1919). Следует назвать Василия Дмитриевича Данилова, великолепного исполнителя на щипковых гуслях, автора ряда аранжировок для Великорусского оркестра. Несколько позднее к Андрееву приходит Александр Васильевич Ленец, ставший впоследствии одним из художественных руководителей андреевского оркестра. Появляется в оркестре и Владимир Павлович Киприянов, методист, руководитель многих любительских народно-оркестровых коллективов, написавший в послереволюционные годы ряд научных и публицистических работ о русских инструментах (в частности, об оркестре имени Андреева). В 1890 году в оркестре появляется свой талантливейший инструментальный мастер, «балалаечный Страдивари» - Семен Иванович Налимов (1857 - 1916). Инструменты, созданные этим мастером, до сих пор считаются лучшими и непревзойденными.

Расширение состава русского народного оркестра было осуществлено за счет реконструкции домры. В 1896 году А. А.Мартыновой (сестрой участника андреевского коллектива С. А.Мартынова) была куплена вятская балалайка с овальным корпусом. По ее образцу В. В.Андреев в содружестве с С. И. Налимовым воссоздал древнерусскую домру и ввел ее в свой коллектив. Подробнее об этом в кн.: Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры // Деятельность Андреева и его приближенных.-М.:Музыка,-1987.

С созданием домровой группы - домры малой и почти сразу вслед за ней альтовой домры, а также реконструкции гуслей щипковых портативных, осуществленной по инициативе Н. И.Привалова, Андреев, наконец, решил задачу формирования разнотембрового инструментального состава оркестра.

В начале 20 века появляются сведения о трактовке домры как солирующего инструмента. На ней с сольными номерами выступал в сопровождении андреевского Великорусского оркестра его участник, основоположник исполнительской школы игры на домре Петр Петрович Каркин (Каркияйнен). В начале 1900-х годов В. В.Андреев попытался ввести другие виды домр - теноровые и контрабасовые. Однако прижиться в оркестрах андреевского типа эти инструменты в достаточной мере не смогли. Причиной тому послужили некоторые просчеты в их конструкции. С установлением основных групп состава Н. П.Фомину в 1896 году удалось разработать тип партитуры для оркестра русских народных инструментов.

В этом же году андреевский коллектив был переименован в Великорусский оркестра, поскольку в нем уже участвовали музыканты-профессионалы, а не любители-дилетанты. В оркестра теперь входили не только балалайки, но и домры, и гусли - инструменты, распространенные в средней и северной полосе России (Великороссии).

Таким образом, в 1898 году к десятилетнему юбилею оркестра был сформирован костяк современного состава: группы балалаек (прима, секунда, альт, бас и контрабас) и домр (пикколо, малая, альтовая, басовая), ударные инструменты и щипковые гусли. Трудность овладения техникой игры на этих гуслях привела Андреева к мысли о введении в оркестр нового типа гуслей, более доступного для обучения. В 1908 году Фомин совместно с мастером-изготовителем А. И. Гергенсом внес усовершенствования в конструкцию щипковых гуслей.

При жизни Андреева гармоники не были введены в состав оркестра русских народных инструментов. Главная причина заключалась в несоответствии эстетических звуковых качеств гармоник и инструментов русского народного оркестра, базирующих на профессионально-академической основе. Во многом по аналогичным причинам в Великорусский оркестр не была введена и гитара. Басо-аккордовая функция семиструнной гитары в оркестре является принципиально излишней, так как здесь ее выполняет группа балалаек.

При формировании русского народного оркестра Андреев и его коллеги руководствовались двумя основными требованиями. Одно из них было связано с национальной спецификой инструментов, проявляющейся в своеобразии звучания и внешнего вида, а также традиционности бытования их прототипов в народе. Другое, не менее важное требование заключалось в неповторимости инструмента в иных составах.

Однако Андреев как чуткий и дальновидный музыкант начинает делать исключения из правил: в оркестр были введены литавры, которые заменили близкие по звучанию глиняные накры ввиду их чрезмерной тяжести и трудности настройки. Несколько позднее в оркестре появляется треугольник, тарелки и ксилофон. Но все же при формировании русского народного оркестра присутствовали четкие критерии национальной принадлежности инструментов. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых инструментов народных инструментов в России // История возникновения Великорусского оркестра.-М.: Музыка, 2008,-С.-105-112.

Усовершенствование русских народных инструментов предполагало массовое их использование с ярко выраженным досуговым назначением, которое необходимо было сочетать с их просветительской ролью. Организация досуга требовала предоставления широким народным массам близкой им музыки. Ею могли быть образцы распространенного в городской среде позднего пласта русских песен, бытовых романсов с их ясной гомофонно-гармонической основой, четкой ритмической пульсацией, квадратным строением и запоминающейся непритязательной мелодикой. Большую роль в развитии оркестрового репертуара сыграли обработки русских народных песен.

Музыка Василия Васильевича Андреева и по сегодняшний день остается наиболее исполняемой. На фоне многих образцов массовой музыки начала 20 века своим художественным вкусом выделялись обработанные Андреевым образцы плясовых песен, таких как «Светит месяц», «Как под яблонькой» и «Пляска скоморохов», созданная на мотив «Камаринской». Лучшие андреевские сочинения - вальсы «Фавн», «Бабочка», «Воспоминание о Вене», «Вальс-каприс», «Грезы», Полонез № 1, Мазурка № 3 - отличаются особой жизнерадостностью, лирической распевностью, В них отсутствуют столь типичные, например, для бытового романса начала 20 века «томные» хроматические скольжения, характерные опевания звуков, пафосное скандирование кульминационных фраз.

Композитор-профессионал Николай Петрович Фомин, будучи к началу 1890-х годов автором крупных сочинений, отчетливо понимал всю сложность достижения в русской оркестре органичного сочетания массовости и фольклорности лучших образцов крестьянской песни. В его произведениях и особенно в обработках народных песен обнаруживаются черты, свойственные многоголосию старинной русской песни. В вариациях народных песен «Эх, да уж вы, ночи», «Ванюша-ключник», «Дружки-подружки» обнаруживаются сопоставление унисонного запева у домр альтов и хорового подхвата, ответвление от ведущего голоса ряда подголосков и сведение их вновь в унисон. Таким образом, Фомин сумел создать на основе этого соединения определенную композиционную схему - развитие фактуры от подголосочного многоголосия начальных вариаций песни к конечному гомофонно-гармоническому складу. Такая схема позволяла наиболее выгодно представить динамические ресурсы нового инструментального состава оркестра (ввиду отсутствия контрастных тембров). Обработки Фомина отличаются мастерской оркестровкой, сбалансированным звучанием домровой и балалаечной групп, красочным использованием гуслей и ударных.

Большое значение в репертуаре Великорусского оркестра имели также обработки народных песен, выполненные Федором Августовичем Ниманом. В лучших из них, таких как «Уж ты сад», «Солнце скрылось за горою» обнаруживается развитая подголосочная фактура, широта кантилены, мастерское владение инструментальными средствами русского оркестра. Шишаков Ю. Н. Народным инструментам - национальный репертуар // Первые авторские сочинения.- М.: Советская музыка, 1968, С. 89-110.

Важным фактором являлось приобщение широких слоев населения к шедеврам музыкальной классики. Для этого Н. П.Фоминым, Ф. А.Ниманом, В.Т. Насоновым было создано огромное количество переложений классической музыки. Например, Фомин выполнил свыше 350, а Ниман - более 300 переложений.

В программы Великорусского оркестра включались не только классические миниатюры, но и стали появляться и довольно развернутые сочинения. Среди них признание критики и слушателей снискали такие произведения, как музыкальная картина А. П. Бородина «В Средней Азии», цикл «Восемь русских народных песен» А. К.Лядова, Анданте кантабиле из Первого струнного квартета П. И.Чайковского, позже - «Пляска смерти» К. Сен-Санса, вторая часть Седьмой симфонии Л. Бетховена.

«Русская фантазия» - первый образец чисто симфонической народно-оркестровой музыки как по значимости, серьезности содержания, так и по методам развития, и по интонационному строю.

В 1918 году значительно расширяется сфера концертной деятельности Великорусского оркестра, получившего по предложению В. В.Андреева именование «Первый народный государственный оркестра». По инициативе Ф. И.Шаляпина и при активном содействии А. В.Луначарского 30 апреля 1918 года оркестр был взят на государственное обеспечение. Данный коллектив во многом способствовал дальнейшей профессионализации искусства русских народных оркестров. В 1919 году участники андреевского коллектива братья Петр Иванович и Сергей Иванович Алексеевы совместно с балалаечником Б. С.Трояновским организовали в Москве оркестр, получивший в 1921 году звание Государственного, а впоследствии - имя Н. П.Осипова. В 1925 году другая группа участников андреевского оркестра во главе с Василием Васильевичем Кацаном создает при студии художественного вещания Ленинградского радио русский оркестр, так же активно развернувший свою работу. В 1927 году аналогичный коллектив под руководством В. А. Гирмана возникает при Первой Сибирской радиовещательной станции в Новосибирске. Активное формирование этого вида искусства происходит и на Украине. В 1920 году при Харьковском губернском отделе народного образования возникает домрово-балалаечный оркестр, который к 1924 году насчитывал уже 35 человек.

В 1930-е годы такие коллективы рассматриваются в качестве ведущих в стране. В 1936 году на базе Московского оркестра радиовещания был создан Государственный оркестр русских народных инструментов. Русский народный оркестр имени В. В.Андреева зачисляется в систему Ленинградской филармонии. Значительно повышается их исполнительское мастерство. В программы концертов включаются сложные образцы симфонической музыки, такие как увертюры к операм «Руслан и Людмила» М. И.Глинки, «Князь Игорь» А. П.Бородина, «Севильский цирюльник» Д. Россини, увертюра «Ромео и Джульетта» П. И.Чайковского.

Наряду с оркестрами андреевского типа, организуются и иные составы: в 1919 году в Москве Г. П.Любимовым при содействии Наркомпроса был создан «Первый государственный оркестр старинных русских инструментов», состоящий их четырехструнных домр квинтового строя, гуслей, ударных и народных духовых. В репертуаре коллектива были представлены произведения В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига, а также обработки русских народных песен.

В 1919 году в систему Тульского пролеткульта включается оркестр гармоник, руководимый В. П. Хегстремом. Появляются новые коллективы: в 1926 году формируется «Первый симфонический оркестр гармонистов» под управлением Л. М. Бановича, плодотворно работавший в течение тринадцати лет. В репертуаре оркестра были произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Д. Росини, Э. Грига, П. Чайковского, А. Лядова, А. Рубинштейна, Р. Глиэра, С. Прокофьева.

В Ленинграде примерно в то же время подобный коллектив создается А. Л. Клейнардом. В Киеве в 1927 году оркестр гармоник возглавил талантливый музыкант впоследствии видный украинский композитор А. Я. Штогаренко.

Основной целью народно-инструментальных коллективов, широко развернувших свою деятельность в 20 - 40-е годы, было ознакомление широкой публики с симфоническими произведениями. Однако наряду с классическими сочинениями в репертуаре оркестров было немало обработок народных песен. Мирек А.М. Из истории баяна и аккордеона // Возникновение ансамблей баянистов.- М.: Советский композитор, 1967,С.65.

Аналогичные просветительские задачи выполняют в 1920 - 30-е годы и разнообразные профессиональные ансамбли народных инструментов. В начале 20-х годов в открытых концертах в Ленинграде успешно выступало трио баянистов в составе Я. Орланского-Титаренко, К. Литвиченко и Т. Кукушкина. В это же время началась деятельность выдающегося баяниста П. Гвоздева, который играл в дуэте с исполнителем на черепашке А. Гурьевским. В Ростове пользовался известностью дуэт баянистов в составе Г. Зайцева и И. Мищенко (Мищенко одним из первых начал играть на выборном баяне). Сохранились сведения о выступлениях в Калуге трио Переселенцевых. Среди ансамблей следует выделить саратовское трио баянистов братьев Бесфамильновых («Трио Бах»), в состав которого входили Николай, Яков и Владимир Активная гастрольная деятельность этих музыкантов началась в 1927 - 1929 годы. Этот коллектив с большим успехом исполнял произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, М. Глинки, П. Чайковского, Р. Глиэра, С. Прокофьева. Новосельский А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов // Ансамбли баянистов, первые попытки. -М.: Музыка, 1978, С. 222-251.

Аналогичная репертуарная направленность прослеживается и в струнных ансамблях. Среди них в первую очередь следует назвать Секстет четырехструнных домр под управлением Алексея Семеновича Семенова. Помимо руководителя коллектива, игравшего на домре приме, в состав Секстета входили Л. Карпов (прима), В. Жмыхов (альт), А. Воеводин (тенор), В. Хватов (бас) и А. Соловьев (контрабас). Ансамбль выступал совместно и с пианистом Г. Р.Гинзбургом, со скрипачом П. А.Бондаренко, аккомпанировал певице Е. К.Катульской. В репертуаре коллектива было свыше 300 произведений. Ансамбль много выступал на Всесоюзном радио, часто записывался на грампластинки.

В 20-е годы появляется замечательный коллектив - трио баянистов в составе Михаила Яковлевича Макарова, Александра Ивановича Кузнецова и Якова Федоровича Попкова. Музыканты участвовали во многих спектаклях театра - «Лес» А. Островского, «Клоп» В. Маяковского, «Мандат» Н. Эрдмана. В репертуаре ансамбля были самые разнообразные сочинения: пьесы советских композиторов, классические произведения, мелодии городской танцевальной музыки, обработки народных песен и танцев.

Участники трио играли на двух выборных (А. И.Кузнецов и А. Ф.Данилов) и одном готово-выборном баянах (Я. Ф.Попков). Несмотря на кажущуюся тембровую однородность, ансамбль звучал очень ярко.

В советской музыкальной культуре военных лет приобрели не меньшее значение коллективы при радиокомитетах и при тыловых филармонических организациях. Вплоть до конца 1941 года продолжается концертная деятельность Оркестра им. В. В.Андреева, хотя многие музыканты в начале войны были призваны на фронт или ушли в ополчение. Большую роль для жизни осажденного Ленинграда сыграл концерт этого оркестра в Большом зале филармонии 2 ноября 1941 года. Таким образом, народно-инструментальное исполнительство, имело существенное значение для подъема морального духа народа, придавая ему новые силы в борьбе с врагом.

Всеже ведущим и главный русским народным оркестром страны оставался оркестр им. Андреева. В составе появились флейта, гобой и английский рожок, группа баянов, несколько новых ударных инструментов. Это существенно обогатило темброво-колористические и динамические возможности оркестра и привлекло интерес к нему молодых ленинградских композиторов. В репертуаре оркестра появились увертюры, сюиты, концерты для солирующих народных инструментов, кантаты и даже симфонии .

После ухода Г. А. Донияха Андреевский оркестр, продолжая выступать в эфире радио, долгое время не имел постоянного художественного руководителя. Лишь в марте 1977 г. эту должность занял В. П. Попов. В 1986 г. руководителем оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева становится Д. Д. Хохлов, который сделал новый шаг в осмыслении партитуры для народного оркестра. Такие произведения как «Ночь на Лысой горе», «Марш» Мусоргского, «Увертюра на русские темы», сюита «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Вальс-фантазия» Глинки и др. стали исполняться с включением медной группы инструментов. Впервые в таком составе оркестр прозвучал в 1994 г., и с тех пор этот состав оркестра уже стал привычным для слушателей. В начале XXI века Государственный Академический оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева - прославленный коллектив, обладающий высоким профессиональным уровнем, огромным разнообразным репертуаром.

Делись добром ;)