logo
Аннотация по хоровому дирижированию Хильдор Лундвик (Hildor Lundvik) (1885-1951) "Как цветущий миндаль"

Глава 1. Историко-стилистический анализ

Большего расцвета шведская академическая музыка достигла в эпоху Романтизма, когда композиторы в своих сочинениях уделяли внимание заимствованию шведских народных мотивов, олицетворяли в музыке море, Север, шведские традиции и праздники для придания музыке именно шведского характера. Многие шведские композиторы-романтики имеют сходство с немецкими и французскими композиторами той эпохи. Это также расцвет духовной, церковной и органной музыки.

Сейчас шведская хоровая музыка - это феноменальное явление в европейской культуре. Пение всегда являлось исторически первичной формой музыкального искусства, но в Швеции, в отличие от многих европейских стран, хоровое искусство, базируясь на народно-песенном творчестве и уходя корнями в фольклор, стало сегодня живой тканью и неотъемлемой частью шведской культуры, демонстрируя свою глубокую национальную самобытность. Феномен шведской хоровой музыки состоит в том, что вследствие своей массовости и широкой доступности, хоровое творчество является сегодня наиболее демократичным жанром шведского искусства, заметно доминирующим над жанрами развлекательно-бытовой и эстрадно-массовой культуры. Причиной такого успеха является, прежде всего, принятая в Швеции и поддержанная государством система музыкального воспитания и образования, рассчитанного не на создание элитных хоров, а на развитие массовой певческой культуры и создание на ее основе музыкальных коллективов высокого уровня.

Особенность хорового исполнительства является тесное и живое общение хора, дирижера и композитора в процессе работы. Эти причины столь успешного состояния шведской хоровой музыки закрепили за Швецией славу «поющей страны», в которой хоровое искусство отличается своей массовостью, являясь демократической и хорошо функционирующей формой общественной деятельности. Об этом свидетельствует большое количество концертных площадок и проводимые в стране многочисленные фестивали и конкурсы хоровой музыки. Слагаемые успеха шведской хоровой музыки еще и в том, что, несмотря на ее глубокую почвенность и верность традициям, Швеция не осталась в стороне от пришедших с европейского континента идей новой музыки, основанной на новой стилистике и плюрализме музыкального мышления. Вторжение новой музыки в музыкальную атмосферу Швеции в 80-е годы прошлого века привело к бурному развитию хорового исполнительства и композиторского творчества, вызвало появление новых ярких имен и значительных высокохудожественных произведений.

Историко-аналитический обзор творчества этих композиторов подчеркивает выразительную сущность их музыки. Их объединяет удивительное хоровое «чутье» и «слышание» хора, который рассматривается ими как живой инструмент, создающий всякий раз в тесном и свободном общении с композитором и дирижером новую эстетическую реальность.

Сегодня - Швеция - это особая «хоровая» страна с огромными хоровыми традициями. Высокий уровень шведской хоровой культуры, основанный на ее привязанности к собственным корням при одновременной чуткости и восприимчивости к новым музыкальным веяниям, сделали Швецию страной, справедливо названной «шведским хоровым чудом». У истоков же этого процветания стоял и композитор Хильдор Лундвик, к творчеству которого мы и обращаемся…