Формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано в ДМШ
Введение
Значение развития ребенка с помощью средств музыкального искусства настолько велико, что его трудно переоценить. С древнейших времен известна сила музыки, которая наилучшим образом воздействует на личность человека, облагораживает и обогащает ее.
Важным представляется музыкальное развитие с раннего детства, так как оно является наиболее благоприятным периодом для вхождения ребенка в чудесный мир музыки.
В данной работе мы рассматриваем особенности обучения детей в классе специального фортепиано. А конкретно - формирование умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения юных пианистов.
Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на инструменте являются своеобразным этапом, на котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально-профессионального развития ребенка. От первых месяцев и следующих двух-трех лет занятий во многом зависит дальнейший путь юного музыканта. На практике мы часто встречаемся с неумением многих преподавателей воплотить в своей работе многосторонние задачи воспитания маленького музыканта.
Известные педагоги внесли неоценимый вклад в дело воспитания пианистов, создав художественно-педагогическую фортепианную литературу для детей. Среди них: А. Артоболевская, А. Бирмак, Й. Гат, Н. Голубовская, И. Гофман, А. Гольденвейзер и многие другие. Несмотря на различия их подходов к фортепианной педагогике, обоснованные идейно-художественными, воспитательными и педагогическими тенденциями того или иного временного периода, предельно ясно выступают общие закономерности в воспитании и пианистическом развитии.
Начинают обучение игре на фортепиано в основном дети с 6-7 лет. Более поздний возраст не исключается, но не совсем благоприятен для дальнейшего роста ученика-пианиста.
Подбор репертуара, с учетом возрастной категории учащихся младших классов (6-9 лет), играет немаловажную роль. Формирование умений и навыков возможно лишь при заинтересованности учащихся, поэтому детям нужно подбирать яркие пьесы, доступные для их восприятия.
Целью настоящей работы является подбор и описание методов и приемов, направленных на формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано.
Объектом работы выступает учебно-воспитательный процесс в классе фортепиано.
Предметом - формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на фортепиано.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
· Характеристика понятий «умение», «навык», рассмотрение их в связи с процессом обучения игре на фортепиано.
· Освещение вопроса о природе и особенностях фортепианного звука, рассмотрение целей и задач пианистического обучения и воспитания;
· Выявление особенностей развития учащихся-пианистов на начальном этапе;
· Подбор упражнений и музыкальных пьес, направленных на формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано.