Формирование русской светской хоровой культуры

реферат

Введение

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка. Во второй половине XIX века развивается культура камерного ансамбля и светского хорового пения, хоровая исполнительская культура выдвигается на первое место в мире. Россия всегда поражала иностранцев великолепными хорами, преимущественно церковными (т.е. мужскими или состоящими из мужчин и мальчиков), однако светское хоровое пение долгое время оставалось в тени.

Очень важную роль в развитии светской хоровой культуры сыграла русская опера: уже у Глинки хор сразу же занял выдающееся положение в драматическом действии. Серов во всех своих операх тоже отвел хору едва ли не главное место. Ораториальный стиль «Юдифи», естественно, того требовал. Жанровые же хоровые сцены во «Вражьей силе» были и остались смелой и выдающейся попыткой реалистической трактовки массового действия -- попыткой внедрить на сцену хор как действующую живую толпу. Римский-Корсаков в своей «Псковитянке» (вече и встреча Грозного) и «Снегурочке», Мусоргский в обеих своих операх -- народных драмах, Чайковский в «Опричнике» и «Чародейке» (первый акт), Бородин в «Князе Игоре» -- все дружными усилиями, в течение 70-х и 80-х годов, подняли значение оперного хора на недосягаемую высоту, в чем проявилась одна из отличительных особенностей стиля русской оперы. К их завоеваниям необходимо присоединить и достижения Рубинштейна как в его духовных операх и ораториях, написанных с большим размахом и подъемом (например, «Вавилонское столпотворение»), так и в его операх, особенно в «Маккавеях», где хоры трактуются в генделевском масштабе. Требования, предъявляемые к оперному хору русскими композиторами, были так разнообразны по содержанию музыки и манере письма, что естественно вели за собою к заметному увеличению и улучшению состава певцов и техники пения.

Вслед за эпохой патриотических ораторий, кантат и песен, вызванных национальным подъемом, стали во множестве появляться хоровые переложения народных песен, повсеместно возникали хоровые коллективы. Наряду с хорами, оплачивавшимися из средств государства, существовало большое число частных хоров, содержавшихся меценатами из дворян и буржуазии: хор князя Голицына, капелла графа Шереметьева, хор Дубенского, капелла Ф.Иванова (100 мальчиков), хор А.Архангельского, хор

И.Юхова, хоры учебных заведений, Бесплатной музыкальной школы. Это в столицах. На периферии также существовало множество хоров. В Нижнем Новгороде выделялся хор Рукавишникова, в Пензе - А.Касторского, в Архангельске - хор военных кантонистов, портовых певчих, военных песенников.

Вторая половина XIX века, особенно 60-е годы, отмечены стремлением передовой русской интеллигенции отдать свои знания во всех областях науки и искусства благородному делу просвещения народа. Бывшее ранее привилегией высших слоев музыкальное просвещение распространяется в разных кругах общества. В эти годы открывается много воскресных бесплатных школ.

Делись добром ;)