Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

курсовая работа

1.4 Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением. Требования к отбору репертуара в начальных классах

Профессия хормейстера. Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.

Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.

Первая задача, стоящая перед любым хормейстером - создать хоровой коллектив. Организационная работа очень сложна и успех в конечном счёте зависит не столько от удовлетворительного проведения всей этой работы, сколько от того, как серьёзно и глубоко в дальнейшем будет организована вся учебно - репетиционная работа.

Приступая к созданию хорового коллектива, руководитель прежде всего должен отдавать себе отчёт в том, какого жанра будет этот хор - народный или академический.

Репертуар и работа над хоровым произведением.

Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора.

Подбор вокально - хорового репертуара в начальных классах осуществляется с учётом следующих положений

КАК Создать школьный хор

Ставя перед собой задачу создать хор, следует прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни школы, посёлка, города, района.

Совсем не обязательно сразу организовывать большой хор, сначала достаточно объединить 30 - 40 детей.( Струве, стр.15). важно удержать основной состав - ядро хора. Познакомиться с каждым его участником, изучить их успеваемость, наклонности.

Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной. Эстетической, воспитательной.

Хорошее начало - это уже половина успеха. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности, долгой жизни.

Организатор хора - школьный учитель музыки или приглашённый хормейстер - должен прежде всего выяснить, был ли раньше в школе хор, какие впечатления о нём остались у ребят. Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все ученики и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных ребят. Многие ребята ещё не уверены. Хотят ли они заниматься в хоре, а многие просто не знают, Что это такое.

Уже при первом прослушивании руководитель хора распределяет учащихся по основным хоровым партиям - сопрано и альтам. Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении. И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело - хор.

На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях. Ребята должны понять, что каждый голос по - своему хорош и важен в звучании хора.

Назначаются постоянные дни занятий. Для многих коллективов особенно в школах, где имеется вторая смена, одним из таких дней может стать воскресенье, так как практика подтверждает, что воскресенье - самый подходящий для занятий день.

Обычно в воскресенье занятия начинаются в 10 часов утра и заканчиваются в 12 часов дня (перерыв 10 - 15 минут). Это время удобно для проведения концертов, бесед, выездов на дневные воскресные концерты и на музыкальные спектакли в театры. Второй день занятий устанавливается по согласованию с учебной частью школы с учётом расписания уроков.

Обязательное условие успешной работы - деление хоров на младший (I - III классы), средний (IV - VI классы), и старший (VII - X классы) или хотя бы на младший и старший. Только тогда создаются условия творческого развития старшего (он будет постоянно пополняться подготовительными хористами из среднего) и среднего хора; а у младших тоже будет стимул роста - ребята закончат III класс и перейдут в средний хор.

МЛАДШИЙ ХОР характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы - ре - ми-бемоль второй октавы. Перед младшим хором ставятся задачи усвоения дирижёрских жестов и выработки хорошей реакции на них ( )

Хоровое исполнительство - важный путь активизации раскрытия творческих сторон личности, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной. Коллективное творческое исполнительство ведет к увеличению устойчивости музыкальных интересов и потребностей и обогащению их. Известный социолог Ю.В. Шаров пишет: «Развитие потребности в музыкальном творчестве начинается, прежде всего с формирования потребности слушания музыки. Оно ведет к возникновению потребности владения способами музыкальной деятельности (своим голосом, музыкальными инструментами) и может в конечном счете привести к возникновению потребности в продуктивном музыкальном творчестве».

Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим «озвучивателем» написанного.

Напряжение мышц, излишнее движение корпусом, нарочитая «артистичность» снимаются, когда участники хора овладевают не только даром проникновения в художественную суть произведения, но и умением выразить свое видение, свое отношение к нему. Это и проявляется в исполнительстве. Логика мышления приводит к правде чувств. Сотворчество подразумевает, что исполнитель как бы пропускает музыкальный образ произведения через чувства, воображение, наполняет этот образ личными эмоциями, аналогиями, воспоминаниями, то есть своим опытом. Убеждения композитора должны стать и его - исполнителя - убеждениями.

Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.

Сопереживание - это способность по - своему почувствовать мысли и настроения, которые композитор вложил в данное произведение. Сопереживание помогает открыть не только перед исполнителем, но и перед слушателем общественную значимость и художественную ценность данного произведения.

Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.

Одна из ведущих задач детского хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности подростка, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. Вот почему многие хористы, посещавшие хор с пяти, шестилетнего возраста, не оставляют свои занятия и после окончания средней школы. Одни из них продолжают посещать детский хор, другие переходят в молодежные хоры, организуют свои вокально-хоровые ансамбли по месту учебы и работы. Присутствие в детском хоре «опытных наставников» нисколько не отягощает его звучания, кроме того, служит замечательным примером подражания для младших. Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность у старших школьников. Хоровое пение - это не «натаскивание», не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально - художественного образа произведения, видения его многогранности. Музыка в силу своей специфики допускает вариантность интерпретации художественного образа, что возможно лишь при умении вносить в исполнительство свое субъективное отношение, свое переживание. Исполнители как бы несут ответственность за «жизнь» произведения, за долголетие, признание и понимание слушателями его художественной ценности. «Исполнение есть нечто иное, как искусство выражать неслышимое посредством слышимого».

Я.И. Мильштейн.

Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-теоретические знания, представления, удовлетворяет музыкальные потребности и интересы самих подростков - исполнителей, с другой - решает задачу общения со слушательской аудиторией, для которой оно должно открыть произведение, дать постигнуть его красоту. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению, творческому самовыражению, преодолению внешних обстоятельств, мешающих выразительному исполнению.

Хоровое исполнительство, воспитывающее в детях сотворчество, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трех факторов: это - репертуар, его художественность, направленность, содержательность; дирижер-хормейстер - главный наставник, формирующий духовный облик; коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства. От того, что поют дети, зависит их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности. Репертуар в известной степени определяет исполнительское лицо коллектива. Поэтому интересен опыт многих ведущих детских хоров страны в подборе репертуара. К репертуару в таких коллективах предъявляются требования высокой идейной нравственности, художественной ценности, соответствие возрастным возможностям и интересам.

При подборе репертуара для различных групп хора всегда учитывается принцип единства воспитания и обучения, соблюдаются основные педагогические принципы обучения: систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого к далекому.

Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения самых разных стилей, эпох и жанров - от простой народной песни до сложных многоголосных хоров, кантат, ораторий и детских опер. Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений: героика и эпос, лирика и юмор требуют от коллектива применения разнообразных средств выразительности. Такой репертуар должен удовлетворять духовные потребности и интересы детей, затрагивать их чувства, переживания. Высокая художественность репертуара, его оптимистический характер воспитывает у ребят творческую активность, жизнерадостность.

В репертуар хора могут входить произведения, рассчитанные на высокое профессиональное мастерство, на первый взгляд превышающие уровень музыкальной подготовленности коллектива. Однако теоретические знания и практические умения, получаемые в хоре, сила коллективного труда, мастерство дирижера, высокая художественность произведения, порождающая активный интерес, помогут преодолеть трудности хоровой партитуры. Чисто профессиональные требования без скидок на «детскость» повышают ответственность хористов к процессу работы. При этом чрезвычайно важно, чтобы литературный текст музыкального произведения всегда был содержательным и оригинальным по мысли, чтобы знакомство с ним было моментом познания чего-то нового, открытием новой грани жизни в искусстве. Петь о «пташечках» и «букашечках» в сложной хоровой фактуре нецелесообразно.

Занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоемкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер.

Г.Д. Рождественская «Русский народный хор», «Музыкальное воспитание в школе», «Работа с детским хором» сборник статей.

Список использованной литературы

1. Г.Г. Соболева «Современный русский народный хор», 2004.

2. Г.А. Струве «Школьный хор» Соколов

3. Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я». Соколов

4. Эмиль Финкельштейн «Музыка от А до Я».

Делись добром ;)