Историческая музыка как часть материальной культуры в обществе

реферат

Глава 2. Понятие «жанр» в музыке

Средствами воплощения музыкальных образов, непосредственно воздействующих на восприятие, являются музыкальные звуки. Различные стороны организации музыкальных звуков образуют и различные выразительные средства музыки. К ним относятся: мелодия, гармония, инструментовка, музыкальный синтаксис, ладовая организация, ритм, фактура и т. п. Однако не все они (как и их сочетания) играют всегда одинаковую роль. Так, например, известно, что первостепенную роль играет мелодия. Тем не менее мелодия сама по себе не может существовать без Ладовой основы и ритма.

Независимо от того, зафиксирована музыка в нотной записи (профессиональное творчество) или существует в устной традиции (фольклор), она, передаваясь из поколения в поколение, воспринимается слушателем только в процессе исполнения.

В русскую музыкальную терминологию слово жанр попало из французской традиции. Но история его уходит во времена античности. У греков было много слов, связанных с корнем genos (гЭнпт), унаследованных потом латынью и латинизированной Европой (лат. genus). Слово жанр в переводе на русский означает род. «Жанры - это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения.» [2, с. 83]

Произведение, жанр и стиль - вот три фундаментальных понятия теории искусства. Они широко разработаны в литературоведении. К ним постоянно обращаются театроведы и специалисты, занимающиеся проблемами живописи, архитектуры, скульптуры. В рамках музыкознания они также выступают как своего рода универсалии, как понятия категориального уровня.

Жанр как художественный феномен исключительно важен для музыкальной практики - композиторской, исполнительской, педагогической, а также для теории и истории музыки и, конечно, для исследовательской работы. Изучение жанров необходимо еще и потому, что оно не только помогает понять эстетическую сущность искусства, природу музыки, но и дает в руки хороший инструмент для анализа конкретных явлений музыкальной культуры - как отдельных произведений, так и творчества тех или иных композиторов в целом, творческих направлений и школ.

В теории жанров, в их исследованиях, как и в самой творческой практике, разрабатывались три важные области.

Первая область (и первая группа проблем) связана с изучением конкретных жанров, их истоков, особенностей жизни, исторической эволюции, круга выразительных средств, содержания. Она наиболее объемна и требует усилий многих и многих музыковедов. Интерес к изучению отдельных конкретных жанров был связан с практикой. Для композитора всегда было важно знать, какие требования к музыкальным средствам, музыкальной форме предъявляет тот или иной конкретный жанр.

Без упоминания и характеристики жанров не может обойтись и музыкально-историческое исследование. История же таких распространенных жанров, как вальс, марш, симфония, дивертисмент, и сама по себе интересна, увлекательна для любителя и профессионала-музыканта, а специалисту обеспечивает широкий взгляд, дает материал для практики сочинения, исполнения, критического анализа, педагогической работы.

Вторую область теории музыкальных жанров составляют проблемы классификации. Здесь нет какого-либо общепринятого решения, равно удовлетворяющего все потребности теории. Ясно, что классификация зависит не только от того, как устроена реально сложившаяся система жанров (а она отражает характер национальной культуры, эпохи, среды и т.п.), но также от целей исследования и от выбора самих классификационных критериев.

Третья область теории охватывает вопросы, касающиеся самой сущности жанра, того, как он соотносится с другими морфологическими единицами - видом искусства, родом, классом и т.п., как его музыкальная материя связана со всеми остальными компонентами и сторонами жанра, с его жизненным контекстом, каковы его функции в культуре, жизни, искусстве, его внемузыкальные предпосылки и прототипы.

Сюда же относятся и проблемы исторического порядка. Таковы проблемы памяти жанра, эволюции как самого жанра, так и его осознания в культуре, взаимодействия жанров внутри сложных жанровых систем, отношения жанра и его имени.

Опыты классификации музыкальных жанров стали уже очень давно естественным продолжением и дополнением к описанию самих жанров. Исключительно большое внимание классификационным проблемам уделяется в современном музыкознании. Немецкий музыковед Г. Бесселер анализировал связи музыки с формами ее бытия и жизненными функциями и в ряде своих исследований выдвинул и обосновал деление всех жанров на преподносимые и обиходные2. Действительно, музыка в публичном концерте, как и в оперном театре, преподносится слушателям в качестве художественной эстетической ценности, а потому может быть названа преподносимой. Напротив, жанры, связанные с церковным обиходом, с празднествами и карнавалами, как и любые другие прикладные жанры, можно считать обиходными. Термины эти как раз и отражают две принципиально различные жанровые формы бытия музыки.

«В соответствии с избранными критериями во всей совокупности музыкальных жанров были выделены шесть групп: 1) народно-бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная); 2) легкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка - сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров; 3) камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей; 4) симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах; 5) хоровая музыка; 6) музыкальные театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.» [2, с. 77].

А.Н. Сохор выделяет четыре основные группы, причем, чтобы не игнорировать другие критерии, каждую группу в отдельности характеризует и по особенностям музыкального языка и формы, и по содержанию, называя первое жанровым стилем, а второе - жанровым содержанием.

К первой группе он относит культовые или обрядовые жанры. Это молитвенные песнопения, месса, реквием, мистерия и т.п. Для стиля и содержания культовой, обрядовой музыки характерны такие качества, как статичность, размеренность, упорядоченность, господство хорового начала, обобщенность образов, превалирование состояний и настроений, общих для больших масс людей.

Вторая группа охватывает массово-бытовые жанры. Это песня, танец, марш со всеми их разновидностями. Особенности жанрового стиля: доступность, простота музыкальной формы, преобладание привычных интонаций над новыми. Здесь используются наиболее устойчивые ритмические формулы (ритм вальса, менуэта, сарабанды, мазурки, полонеза и т.д.).

Третью группу составляют концертные жанры. Это симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс, инструментальный концерт, т.е. все жанры, исполнение которых требует концертного зала. Это преимущественно лирический тон - музыка выступает как своего рода самовысказывание композитора. Это наибольшая свобода от внемузыкальных требований - от действия, декораций, сюжета. Отсюда наибольшее разнообразие форм и языка.

В четвертую группу входят театральные жанры - опера, балет, оперетта, музыка драматического театра. Для них характерны: 1) отражение драматического действия в музыке (отсюда большая конкретность образов, динамизм, сюжетность); 2) некоторая несамостоятельность музыки - ее опора на слова, жесты и т.д.; 3) расчет на подачу со сцены - принцип крупного штриха.

Музыка в театрализованных представлениях активно формирует впечатление зрителя, но делает это всегда незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, театрализованном представлении, празднике, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается на тем, что именно музыка внесла это в общее впечатление. Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной части, но и часто всего представления в целом. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо - ритмического решения театрализованного представления и праздника.

Музыка в театрализованных представлениях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение действия. Музыкальное решение театрализованного представления или праздника во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.

Делись добром ;)