История и акустические характеристики арфы

реферат

5. Использование инструмента

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам.

При возбуждении колебаний с помощью щипка струна оттягивается в сторону, затем освобождается, после чего начинает совершать свободно затухающие колебания. Форма импульса возбуждения имеет вид, аналогичный импульсу в гитаре. Состав обертонов в спектре, а следовательно и тембр звучания также зависит от способа отщипывания и от места возбуждения. При отщипывании с помощью мягкой части пальца получается более мягкий, бедный обертонами звук; при помощи ногтя происходит сильная деформация струны, что дает более резкий звук с большим количеством обертонов. Как и у всех струнных инструментов, место приложения силы влияет на состав обертонов в спектре: при возбуждении точно в центре струны превалируют в основном нечетные гармоники. Сдвигая место возбуждения ближе к подставке, можно увеличить количество высших гармоник и сделать звучание более ярким. Поскольку на арфе нет специальных демпферов, как, например, у рояля, то после исполнения каждого аккорда и пассажа исполнитель приглушает струну прикосновением ладони.

Из особых акустических эффектов на арфе применяется игра флажолетами. Для этого к струне слегка прикасаются пальцем точно в середине, одновременно отщипывая ее в какой-то точке ближе к одному из концов. Получающийся при этом звук лишается своего основного тона, звучит на октаву выше и приобретает несколько смягченный тембр вследствие ослабления в нем некоторых гармоник.

В целом звук арфы имеет относительно небольшое количество обертонов, что обусловлено применением жильных струн, имеющих большое внутреннее трение. Кроме того, сам способ возбуждения с помощью мякоти пальца также приводит к снижению уровня высоких частот. Для звучания струн арфы также характерна некоторая негармоничность, обусловленная указанными ранее причинами.

Композиторы используют арфу, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра, в других случаях ей поручают эффектные соло. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и Адажио из "Спящей красавицы" Чайковского, в сочинениях Римского-Корсакова, а так же в произведениях таких композиторов как М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других. Для арфы написана вариация в "Раймонде" Глазунова. Советские композиторы Р.М. Глиэр и С.Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента.

Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова. Из европейских композиторов 19 века, арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист. Известная партия из двух арф в "Вальсе" из "Фантастической симфонии" Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в "Арагонской охоте") или клавесина.

Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить "Орфей" Глюка или "Прометей" Бетховена. В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в "Младе" Римского-Корсакова - три арфы, а Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф. Для арфы создавали свои сочинения и многие другие композиторы прошлого, которых стоит упомянуть: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Известные арфисты:

Никола Бокса, Марсель Гранжани, Вера Дулова, Марсель Турнье, Татьяна Тауэр, Альфонс Хассельманс, Ксения Эрдели, Торла ОКаролан, Алан Стивелл, Франсуа Жозеф Дизи, Андреас Фолленвайдер, Джоанна Ньюсом, Анастасия Паписова.

Делись добром ;)