Литовская народная песня "Ой, ты, мой дубочек" в обработке В. Венцкуса
III. Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано в простой 3-х частной форме ABA. Данная форма выбрана автором для отражения строения текста. Каждая часть представляет собой период. 1 часть - период, который состоит из двух предложений. В каждом предложении входящие в него фразы подобны по звуковысотному рисунку: первые фраза повторяется во второй с добавлением второго голоса в терцию, характер устойчив, фраза строится в основном по звукам тоники, последующие две фразы постороены в форме вопрос- ответ. 2 часть написана в форме модулирующего периода. Кадансы мелодизированы, подчинены логике самостоятельного развития голосов, поэтому не всегда можно четко определить их тип.
Чаще в кадансовой зоне встречается VII натуральная ступень, что подеркивает народное происхождение песни. Для мелодии характерна выразительная распевность, преобладание плавного поступенного движения. Вместе с тем имеются ходы на нисходящую терцию, скачки на кварту вверх. Ходы на терцию отмечаются прежде всего на границах фраз: начало 2-й и 3-й фраз на терцию выше, чем последний звук предыдущих. Скачки на кварту отмечаются в начале 4-й фразы и на границе между 2-й и 3-й частями (общемелодическая кульминация).
Внутри фразы мелодическое движение имеет «волнообразный» характер, чередуются подъем и спад. Внутрифразовая кульминация в первых фразах постепенно повышается и приходится на 2 предложение первой части. Общемелодическая кульминация находится примерно в середине построения, чуть сдвинута в направлении «золотого сечения» (27 такт), что формирует общую симметричность, уравновешенность мелодии. Общему нарастанию напряжения при подходе к кульминации и постепенному естественному его спаданию способствует также и то, что внутрифразовые кульминации первых двух фраз находятся ближе к концу.
Подобное расположение кульминаций способствует формированию ощущения естественно нарастающей и спадающей по ходу разворачивания мелодии драматичности образа.
Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности идейно- смыслового содержания хоровой музыки. Понимая это и глубоко проникая в мир стиха, композитор создаёт собственную музыкально- образную концепцию хора. Мелодия очень красивая, лиричная, напевная, протяжная.
Мелодия - тема однотональна, начинается с нисходящей тонической терции, далее мелодия постепенно движется вниз, вторая фраза повторяет первую за исключением окончания (пример 1). Во втором предложении 1 части мелодия тема звучит в партии вторых сопран ( пример2).
Пример 1
Пример 2
Произведение исполняется в спокойном темпе, в средней части темп немного ускоряется, подводя к кульминации и в 3-ей части темп возвращается к первоначальному, что придает симметричность произведению. Размер переменный 5/8 3/8, а во второй части встречается размер 6/8, что подчеркивает народное происхождение песни.
Ритмически рисунок не сложен и мало меняется на протяжении всего произведения. Восьмые чередуются с четвертными и четвертными с точкой в окончаниях фраз. Небольшую ритмическую сложность представляет средняя часть. Тема проходит у альтов. А у сопрано звучит вокализ. Ритмически голоса расходятся, так как сопрано вступают на третью восьмую.
Пример 3
Другим ярким средством музыкальной выразительности являются тональности, которые придают особые краски звучанию произведения. Основная тональность произведения - е-moll. Композитор использует минор, чтобы передать переживания автора и того, к кому он обращается. В средней части модуляция в тональность натуральной доминанты (h-moll). И в третьей части возвращается в исходную тональность - ми минор. Композитор использует характерные для народной музыки последовательности. Например: I-VI-III-VIIн (5 такт).
Таблица 1 Потактовая схема гармонического анализа:
1 такт |
2 такт |
3 такт |
4 такт |
|
t53 |
t53 |
t53- d53 |
t53-t2 |
|
5 такт |
6 такт |
7 такт |
8 такт |
|
VI53-III53-VII53н |
t53-VI6 |
d53-T64-s6-VII53н |
t53-t2 |
|
9 такт |
10 такт |
11 такт |
12 такт |
|
t53 |
t6-t53-VII53н |
VI53 |
III53-T7-VII53н |
|
13 такт |
14 такт |
15 такт |
16 такт |
|
t53-t2 |
s6-d53-VII53н |
t6-VI-s64 |
III6-s6-VII7н |
|
17 такт |
18 такт |
19 такт |
20 такт |
|
t53-t2 |
t=S(e-h) |
t53-s53 |
III53-ув53 |
|
21 такт |
22 такт |
23 такт |
24 такт |
|
t53-s53 |
IIIг-D64 |
s53-ув53 |
ув53 |
|
25 такт s53 |
26 такт ув53 |
27 такт t6-t64-s64 |
28 такт D64D7 |
|
29 такт |
30 такт |
31 такт |
32 такт |
|
t53-t2 |
II6 |
III53=VII53(h-e) |
D53 |
|
33 такт |
34 такт |
35 такт |
36 такт |
|
t53-VII53-VI7 |
VII53н |
t53-VII53н |
t2 |
|
37 такт |
38 такт |
39 такт |
40 такт |
|
VII53-VI53 |
t53 |
VI53-s53-VII53н |
t53-VI6 |
|
41 такт |
42 такт |
43 такт |
44 такт |
|
s6-k64-s6-VIIн |
t53-t2 |
t53 |
t53-s53/t |
|
45 такт |
46 такт |
|||
t53-d53 |
t53 |
Произведение написано в гомофонно-гармонической фактуре. Но также есть черты полифонической фактуры (10-11 такты). Основная тема (пример3) повторяется на протяжении всего произведения в разных голосах (в примере 4) тема звучит у вторых сопрано).
Пример 3
Пример 4
Обработка В. Венцкуса песни «Ой, ты, мой дубочек» содержит в себе характерные черты народного многоголосия: запев соло и подхват всего хора, в нашем произведении начинает одна партия и постепенно включается весь хор, диатоничность мелодии и гармонии, подголоски, натуральный е-moll.