Литовская народная песня "Ой, ты, мой дубочек" в обработке В. Венцкуса

реферат

III. Музыкально-теоретический анализ

Произведение написано в простой 3-х частной форме ABA. Данная форма выбрана автором для отражения строения текста. Каждая часть представляет собой период. 1 часть - период, который состоит из двух предложений. В каждом предложении входящие в него фразы подобны по звуковысотному рисунку: первые фраза повторяется во второй с добавлением второго голоса в терцию, характер устойчив, фраза строится в основном по звукам тоники, последующие две фразы постороены в форме вопрос- ответ. 2 часть написана в форме модулирующего периода. Кадансы мелодизированы, подчинены логике самостоятельного развития голосов, поэтому не всегда можно четко определить их тип.

Чаще в кадансовой зоне встречается VII натуральная ступень, что подеркивает народное происхождение песни. Для мелодии характерна выразительная распевность, преобладание плавного поступенного движения. Вместе с тем имеются ходы на нисходящую терцию, скачки на кварту вверх. Ходы на терцию отмечаются прежде всего на границах фраз: начало 2-й и 3-й фраз на терцию выше, чем последний звук предыдущих. Скачки на кварту отмечаются в начале 4-й фразы и на границе между 2-й и 3-й частями (общемелодическая кульминация).

Внутри фразы мелодическое движение имеет «волнообразный» характер, чередуются подъем и спад. Внутрифразовая кульминация в первых фразах постепенно повышается и приходится на 2 предложение первой части. Общемелодическая кульминация находится примерно в середине построения, чуть сдвинута в направлении «золотого сечения» (27 такт), что формирует общую симметричность, уравновешенность мелодии. Общему нарастанию напряжения при подходе к кульминации и постепенному естественному его спаданию способствует также и то, что внутрифразовые кульминации первых двух фраз находятся ближе к концу.

Подобное расположение кульминаций способствует формированию ощущения естественно нарастающей и спадающей по ходу разворачивания мелодии драматичности образа.

Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности идейно- смыслового содержания хоровой музыки. Понимая это и глубоко проникая в мир стиха, композитор создаёт собственную музыкально- образную концепцию хора. Мелодия очень красивая, лиричная, напевная, протяжная.

Мелодия - тема однотональна, начинается с нисходящей тонической терции, далее мелодия постепенно движется вниз, вторая фраза повторяет первую за исключением окончания (пример 1). Во втором предложении 1 части мелодия тема звучит в партии вторых сопран ( пример2).

Пример 1

Пример 2

Произведение исполняется в спокойном темпе, в средней части темп немного ускоряется, подводя к кульминации и в 3-ей части темп возвращается к первоначальному, что придает симметричность произведению. Размер переменный 5/8 3/8, а во второй части встречается размер 6/8, что подчеркивает народное происхождение песни.

Ритмически рисунок не сложен и мало меняется на протяжении всего произведения. Восьмые чередуются с четвертными и четвертными с точкой в окончаниях фраз. Небольшую ритмическую сложность представляет средняя часть. Тема проходит у альтов. А у сопрано звучит вокализ. Ритмически голоса расходятся, так как сопрано вступают на третью восьмую.

Пример 3

Другим ярким средством музыкальной выразительности являются тональности, которые придают особые краски звучанию произведения. Основная тональность произведения - е-moll. Композитор использует минор, чтобы передать переживания автора и того, к кому он обращается. В средней части модуляция в тональность натуральной доминанты (h-moll). И в третьей части возвращается в исходную тональность - ми минор. Композитор использует характерные для народной музыки последовательности. Например: I-VI-III-VIIн (5 такт).

Таблица 1 Потактовая схема гармонического анализа:

1 такт

2 такт

3 такт

4 такт

t53

t53

t53- d53

t53-t2

5 такт

6 такт

7 такт

8 такт

VI53-III53-VII53н

t53-VI6

d53-T64-s6-VII53н

t53-t2

9 такт

10 такт

11 такт

12 такт

t53

t6-t53-VII53н

VI53

III53-T7-VII53н

13 такт

14 такт

15 такт

16 такт

t53-t2

s6-d53-VII53н

t6-VI-s64

III6-s6-VII7н

17 такт

18 такт

19 такт

20 такт

t53-t2

t=S(e-h)

t53-s53

III53-ув53

21 такт

22 такт

23 такт

24 такт

t53-s53

IIIг-D64

s53-ув53

ув53

25 такт s53

26 такт ув53

27 такт t6-t64-s64

28 такт D64D7

29 такт

30 такт

31 такт

32 такт

t53-t2

II6

III53=VII53(h-e)

D53

33 такт

34 такт

35 такт

36 такт

t53-VII53-VI7

VII53н

t53-VII53н

t2

37 такт

38 такт

39 такт

40 такт

VII53-VI53

t53

VI53-s53-VII53н

t53-VI6

41 такт

42 такт

43 такт

44 такт

s6-k64-s6-VIIн

t53-t2

t53

t53-s53/t

45 такт

46 такт

t53-d53

t53

Произведение написано в гомофонно-гармонической фактуре. Но также есть черты полифонической фактуры (10-11 такты). Основная тема (пример3) повторяется на протяжении всего произведения в разных голосах (в примере 4) тема звучит у вторых сопрано).

Пример 3

Пример 4

Обработка В. Венцкуса песни «Ой, ты, мой дубочек» содержит в себе характерные черты народного многоголосия: запев соло и подхват всего хора, в нашем произведении начинает одна партия и постепенно включается весь хор, диатоничность мелодии и гармонии, подголоски, натуральный е-moll.

Делись добром ;)