Малые формы в творчестве Владимира Ребикова (к вопросу о камерности мышления)

курсовая работа

Введение

"Странный композитор" Римский - Корсаков

В. Каратыгин

В. Асафьев

Ю. Энгель

Н. Кашкин

С. Кругликов

Б. Попов, "российский импрессионист", "горецвет, пустоцвет русского модернизма", "экспрессионист", "интересный, талантливый, кропотливый изобретатель", "оригинальность, талант", "художник, подвижнически идущий осознанным своим путем". Самые разные и противоречивые отзывы современников вызывал Владимир Иванович Ребиков - оригинальное и несколько загадочное явление в русской музыке на пороге XX века.

Искусство этого периода было насыщено сложными историко-художественными процессами, острой борьбой противоположных тенденций, которые сменяли друг друга очень быстро. Художники этого времени стремились к постановке философских проблем, размышляли об истине и красоте, о высоком предназначении искусства. Атмосфера эпохи пронизана ощущением "конца века", за которым должно открыться "все новое". Этот период в отечественном искусстве известен под названием "Серебряный век", его отличают небывалый творческий подъём в области философии, литературы, живописи, театра и музыки.

В искусстве того времени развивались три главных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Принято различать "старших" и "младших" символистов. "Старшие" - В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. "Младшие" символисты - А. Блок, А. Белый, С. Соловьев. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты, на первый план выдвигали философские искания.

На смену символизму пришел акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они пропагандировали освобождение поэзии от символистских призывов к "идеальному", возвращение ей ясности, пытались передать в своем творчестве реальность.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок: "Ассоциация эгофутуристов", "Мезонин поэзии", "Центрифуга", "Гилея", участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Живопись начала XX столетия также отличается разнообразием, поиском новых форм, возникновением неординарных течений. Направления живописи, возникшие в 20 веке, принято объединять под одним названием - авангардизм. Несмотря на это обобщение, стили, которые сюда относятся, могут быть весьма противоречивыми и иметь абсолютно разные черты.

В начале "Серебряного века" все был популярен импрессионизм - чистое, "воздушное" направление. Некоторые специалисты утверждают, что рисунки импрессионистов похожи на то, что рисуют дети. Чистое и естественное восприятие, перенесенное на холст, говорило о возвышенном, восхищенном восприятии мира.

Однако 20 век стал веком разочарований, и эта тенденция также отразилась в живописи. Конфликт в обществе, страдания простых людей, дисгармония между наукой и духовностью - все это выразилось в художественных техниках декаданса. Художникам был нужен протест, экспрессия, бунт. Это и стало основными чертами направлений авангардизма. Ярчайшими представителями этого течения являются И. И.А. Коровин В.А. Серов. М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов.

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию "синтетического театра" преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера "Царская невеста" (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С.С. Рахманинова, в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина, в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.

Свой вклад в развитие русской музыкальной культуры внес Владимир Иванович Ребиков. - композитор, пианист, педагог, писатель и общественный деятель, чье творчество требует к себе особого внимания и который был несправедливо им обделен. Он относится к числу самобытных фигур русской музыки начала XX века. В то время В. Ребиков не был звездой первой величины, и все же он сделал многое, способствуя прогрессу музыки, и тем заслужил право на память, внимание и интерес к своему творчеству, страницы которого живут и поныне.

Творчество этого композитора мало изучено. Существуют немногочисленные монографические работы и статьи, посвященные этому композитору. Например монография О.М. Томпаковой, в которой отображены основные этапы жизни композитора, в ее статье "В поисках нового стиля", посвященной фортепианной музыке композитора, анализируются элементы музыкального языка с точки зрения традиций и новаторства. Свою оценку роли композитора в истории русской музыки дает исследователь Р.Н. Берберов: "Несомненно, что Ребиков в своем роде явление исключительное: в нем странно и ярко сплелось старое с новым, традиционное с новаторским, не приведя при этом к возникновению чего-то единого, стройного уравновешенного. Ребиков - один из позднейших представителей искусства городской бытовой лирики, соприкоснувшийся с эстетическими нормами новейшей эпохи, в атмосфере которой старые эмоционально-психологические традиции получили свое односторонне - преувеличенное преломление". Также о творчестве В. Ребикова, но не очень лестно, отзывается Б. Асафьев в одной из статей из книги "Русская музыка".

Стиль письма и особенности композиторского мышления В. Ребикова представляются продиктованными принципами камерности. Целью представленной курсовой работы является выявление особенностей малой формы в фортепианных миниатюрах композитора. Сопутствующая цель курсовой работы - популяризация его творчества, не очень известного широкой публике.

Курсовая работа состоит из следующих глав:

ребиков камерность мышление фортепианный

Первая глава - здесь рассматриваются эстетические взгляды В. Ребикова, отражение в них камерности его композиторского мышления;

Вторая глава посвящена структурному и целостному анализу фортепианных миниатюр.

Делись добром ;)