Музыка С.С. Прокофьева для детей и юношества

реферат

Введение

Сергей Сергеевич Прокофьев говорил о себе: «Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…»

«Классик есть смельчак, открывший новые законы, принятые затем его последователями».

(С.С. Прокофьев)

Музыка Прокофьева -- крупнейшего композитора 20 в. -- воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века.

Сегодняшнее искусство неспокойно, на нем сказались волнения и тревоги современного мира. И быть может, именно поэтому солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка С. Прокофьева, так дорога множеству людей и в этом заключается «секрет» ее популярности.

Индивидуальность, самобытность Прокофьева связаны, прежде всего, с удивительной разноплановостью образного мира его сочинений. В своей «Автобиографии» композитор специально остановился на тех главных линиях, по которым двигалось его творчество: классической, новаторской (токкатной, моторной) и лирической. Показательно, что самой первой линией Прокофьев назвал классическую. Он стоял у истоков неоклассицистского направления в искусстве XX века. Неоклассицизм проявился у Прокофьева в использовании сонаты, концерта, менуэта, гавота. То, что приходило в его сочинения из прошлого, обретало новый смысл, начинало искриться истинно прокофьевскими красками.

Новаторская линия (как токкатная или моторная) была во многом определена, по признанию самого композитора, встречей с Танеевым в 1902 году, пошутившим над простоватыми гармониями в симфонии. Поиски нового гармонического и мелодического языка, драматургии и инструментовки, вылились в ту накаленную эмоциональность, первозданную стихийность, повышенную экспрессию, резкость звучания и неудержимый напор ритмов, которые отличали не только ранние опусы композитора, но и более поздние.

Не все замечали и по достоинству оценивали лирическую линию творчества Прокофьева, она развивалась медленно, но со временем расцвела. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая и до сегодняшнего дня она покоряет теплотой и одухотворенностью.

Нередко говорят о гротесковости музыки Прокофьева. Однако сам композитор писал: «… Я, предпочел бы заменить «гротеск» термином «скерцозность» или, если угодно, тремя русскими словами: шутка, смех, насмешка». Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры, он и определил удивительную галерею образов, портретных зарисовок в инструментальных и сценических произведениях («Сарказмы», «Мимолетности», «Золушка», «Дуэнья»).

Все черты, характерные для стиля композитора, нашли отражения в его сочинениях для детей. Именно через них следует начинать знакомство ребенка с творчеством С.С. Прокофьева.

Делись добром ;)