Некоторые черты гармонического стиля М. Равеля в пьесах неоклассицистского направления
Введение
«Я никогда не пытался опровергнуть установленные законы гармонии и композиции»
М.Равель
Одним из важнейших показателей особенностей композиторского стиля является гармонический язык. У Равеля он - свеж, необычен, и в разные периоды был отмечен теми или иными стилевыми чертами.
Равель неоднократно говорил о своей верности законам гармонии и композиции, указывал на строгость пройденной им школы и её важность для формирования его как композитора. Он всегда был далек от разрушительных тенденций, проявлявшихся в европейской музыке, говорил, что не собирается использовать «радикальные» гармонии, и во всех своих исканиях помнил о ясности и красоте звучания. В фортепианной музыке Равеля, наиболее обширной и многогранной области его творчества, с самого начала соединились черты двух стилей: импрессионизма и неоклассицизма.
Вслушиваясь в музыку Равеля, мы вступаем в яркий и самобытный гармонический мир, в котором происходят процессы интенсивного развития. Композитор опирался на классические принципы гармонии, видоизменяя традиционные аккорды введением дополнительных звуков и пользуясь неожиданными сопоставлениями. «Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего "туманного". Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии» [Равель в зеркале своих писем. Л., 1988].. Стремление следовать традиции сочеталось у него с неослабевающим интересом к новому, тенденцией к расширению круга гармонических средств выразительности. Гармоническое письмо Равеля отличается ярким своеобразием, остается и сегодня по-настоящему свежим, оригинальным и современным.
Особенно вызывает интерес произведения, в которых композитор претворил неоклассицистские тенденции, оставаясь верным своему импрессионистскому слышанию гармонии. Наиболее ярко это проявилось в танцевальных пьесах. У композитора их огромное множество, начиная от старинных танцев эпохи французских клавесинистов, заканчивая фокстротом - модным танцем ХХ века. Для анализа гармонического языка Равеля были выбраны танцы, популярные в ХVI-XVII века: «Менуэт на имя HAYDN», «Павана на смерть Инфанты», относящиеся к раннему периоду творчества; Ригодон и Менуэт из сюиты «Гробница Куперена», написанные в поздний период творчества.
Цель данной работы - выявить некоторые черты гармонического языка М. Равеля в произведениях неоклассицистского направления на примере анализа танцевальных пьес, написанных в разные периоды творчества: «Менуэт на имя HAYDN», «Павана на смерть Инфанты», Ригодон и Менуэт из сюиты «Гробница Куперена». Для раскрытия темы курсовой работы были поставлены следующие задачи:
· Кратко охарактеризовать периоды творчества М. Равеля и показать основные стилевые тенденции в фортепианном творчестве композитора.
· Раскрыть особенности гармонического языка музыкального импрессионизма.
· Сделать гармонический анализ выбранных пьес.
· Сделать выводы о некоторых чертах гармонического языка музыки Равеля.
Цель и задачи обуславливают следующую структуру курсовой работы:
1. Введение
2. Основной раздел (Стилевые черты фортепианного творчества Равеля; Гармонический стиль музыкального импрессионизма; Аналитические этюды)
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения
При подготовке данной работы использовалась следующая литература: монография «М. Равель» И. И. Мартынова, «Очерки о фортепианной музыке ХХ века» Л. Гаккеля, "Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX века" А.Д. Алексеева, "Морис Равель и его творчество" В.В. Смирнова, статьи Холопова, ресурсы интернета.