Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

дипломная работа

1.2 Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре

Школа игры на шестиструнной гитаре Маттео Каркасси (1) была написана в первой половине XIX века. За полтора столетия, прошедших со времени ее первой публикации, гитара непрерывно развивалась и в настоящее время в ее конструкции, технике игры, а также в репертуаре произошли существенные изменения.

Гитара в XIX веке была инструментом не концертным, но салонным, то есть излюбленным инструментом домашнего музицирования. Репертуар гитариста-виртуоза не отличался большим разнообразием, и состоял, в основном, из небольших пьес салонного характера, кроме того, очень популярны были вариации. Гитаристами XIX века было написано множество сонат для гитары и несколько концертов для гитары с оркестром. Были созданы первые "Школы игры на гитаре". Можно сказать, что в XIX веке была заложена серьезная профессиональная база для того стремительного скачка, который произошел в середине XX века, когда гитара стала инструментом концертным.

В XX веке репертуар для гитары существенно расширился, как за счет современных произведений, написанных специально для нее, так и путем переложений для гитары музыки предыдущих эпох. Гитаристы стали играть лютневую музыку, сонаты и партиты И.С. Баха, произведения испанских и латиноамериканских авторов. Во всем мире сейчас пишут много музыки для гитары, так что репертуар современного гитариста постоянно расширяется.

По сравнению с XIX веком существенно изменилась техника игры, в связи с чем усилились ее динамические и выразительные возможности. Так, настоящей революцией стал переход на ногтевой способ звукоизвлечения. Звучание гитары усилилось также благодаря применению приема апояндо (с опором на соседнюю струну). Гитаристы стали использовать тембровые возможности инструмента. Изменился подход к аппликатуре левой руки. Кроме того, появилось множество новых приемов и штрихов, частично пришедших из народных школ, частично из музыкального авангарда.

Таким образом, гитара XIX века настолько отличается от современной классической гитары, что это, можно сказать, почти другой инструмент, и школа М. Каркасси (1) представляет для нас интерес исключительно исторический.

Школа игры П. Агафошина (2) представляет собой методическое пособие, состоящее из четырех частей, в ней представлена продуманная и последовательная методика обучения игре на гитаре. Приемы игры на ней, а также сведения теоретического характера даны подробно, сложность упражнений и пьес постепенно нарастает по мере приобретения учеником необходимых знаний и умений. Все гитарные приемы тщательно описаны и даны в начале в виде упражнений, а затем закреплены на специально подобранном музыкальном материале. Нельзя не согласиться с принципом формирования репертуара, который на каждом этапе обучения имеет свои особенности. Так, для первоначального этапа освоения инструмента Агафошин отдает предпочтение пьесам, написанным гитаристами классической школы XIX века, поскольку по своей стилистике, форме и "удобству" исполнения они идеально подходят для начинающих. Далее, автор расширяет репертуар за счет включения в него переложений, а также старинной музыки. Таким образом, музыкальный вкус учащегося растет и его кругозор расширяется. В то же время, исполняя огромное количество этюдов на различные виды техники из III части пособия, приобретается солидный технический багаж и необходимая выносливость, которая делает доступным исполнение произведений, составляющих IV часть. Именно здесь ученик встречается с репертуаром, являющимся вершиной для гитариста, а именно с произведениями И.С. Баха, а также с музыкой, написанной представителями испанской школы XX века.

В то же время нельзя ни отметить, что первоначальный этап обучения освещен недостаточно подробно. В Школе практически отсутствуют легкие и удобные постановочные упражнения, необходимые для того, чтобы учащийся смог приспособиться к гитаре. А ведь от этого зависит и правильная постановка рук, и удобство при игре, а главное - сила и качество звука. Чтобы учиться по Школе Агафошина, надо обладать идеальной приспособляемостью к инструменту, то есть природной музыкальностью, прекрасными физическими данными (большими, сильными руками), а также незаурядной силой воли и целеустремленностью. Кроме того, необходимо иметь большой запас свободного времени, так как авторские упражнения, представленные в I, а особенно во II части, при всей их методической полезности, громоздки по объему, сложны для разбора и тяжелы технически. А ведь излишняя сложность на начальном этапе, особенно в левой руке, может привести к тому, что учащийся привыкнет сильно напрягать руки, утратив, таким образом, необходимую двигательную свободу и легкость при игре. Недаром "зажатые" руки, это одна из серьезнейших проблем, и причина ее, как правило, в перегрузке левой руки на первом этапе обучения.

В своей "Школе игры на шестиструнной гитаре" Эмилио Пухоль (3) формулирует те новые принципы, которые внесли в гитарное исполнительство испанские гитаристы Ф. Таррега и Э. Льобет. Прежде всего, это касается звуковых возможностей гитары: широкое применение апояндо позволило инструменту звучать громче. Кроме того, значительно расширились технические средства гитары, и, вследствие этого, расширился гитарный репертуар. Именно благодаря заслугам испанской школы, гитара в XX веке становится концертным инструментом.

Пожалуй, ни одно пособие не уделяет столь большого внимания первоначальному этапу овладения инструментом. Подробно и дотошно автор описывает и иллюстрирует практическими упражнениями все возможные варианты и комбинации в работе рук, которые возникают при игре в первой позиции.

В Школе Э. Пухоля, подробно и анатомически точно описана техника игры на гитаре и пути, возможности приобретения этой техники. В то же время, несколько удручает полное отсутствие эмоциональной и художественной составляющей музыкального исполнительства. Сочинения Пухоля достаточно интересны, они основаны на испанском фольклоре, и в них учитываются возможности гитары. Но они несколько однообразны стилистически, а, следовательно, если основываться в обучении преимущественно на произведениях данного автора, то эмоциональное развитие учащегося неминуемо пострадает. Лишь беглое прочтение содержания говорит исключительно о работе пальцев и ни слова о самой музыке. Любой ребенок, прочтя, к примеру, такое название, как "Исполнение арпеджио из трех звуков с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем при извлечении первого звука арпеджио", испугается и закроет книгу, чтобы не открывать ее больше никогда. На мой взгляд, в обучении музыке первичным является эмоциональное начало. Ученик должен понимать и чувствовать музыку, которую он играет. Упражнения, этюды и пьесы Э. Пухоля, несмотря на профессионализм и композиторскую одаренность их автора, не могут служить репертуарной основой для начинающего, так как они сложны технически, с трудом запоминаются наизусть и однообразны по своей стилистике. В то же время, рассматриваемая нами книга является прекрасным пособием для развития техники игры, основанной на принципах испанской школы XX века.

В "Школе игры на шестиструнной гитаре" А. Иванова-Крамского (5) автором поставлена задача охватить период, начиная с самого первого этапа освоения инструмента, до уровня, примерно соответствующего I-II курсам музыкального училища.

Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические сведения о гитаре, а также некоторые сведения из элементарной теории музыки, необходимые для того, чтобы учащийся, самостоятельно осваивающий инструмент, мог пользоваться нотами. Кроме того, в ней дается информация о постановке рук, способах звукоизвлечения, даются первоначальные упражнения, этюды и легкие пьесы.

Упражнения, предназначенные для первоначального периода, не производят впечатления цельной продуманной методики. Автор не предполагает отдельных упражнений для правой и левой руки. Начинать он рекомендует с исполнения одноголосных мелодий на каждой струне. Эти мелодии-упражнения решают две задачи: практическую и теоретическую. Они, с одной стороны, учат играть, с другой, на их примере Крамской показывает разные правила из области теории музыки: например, как играть, считая вслух. На заре моей педагогической работы мною делалась попытка использовать их в занятиях с учениками, и результат был нулевым. Однако, справедливости ради, следует отметить о наличии в школе блестящих и удобных в исполнении авторских пьес и обработок народных песен.

"Самоучитель игры на шестиструнной гитаре" Е. Ларичева (6) является, на мой взгляд, учебником, по которому, действительно можно осваивать гитару (насколько это в принципе возможно без помощи педагога). В этом смысле он полностью отвечает своему названию и цели. Все авторские объяснения изложены понятным, доступным языком, при этом они не производят впечатления излишне затянутых по времени.. Начальный период обучения описан подробно, даны постановочные упражнения для правой и левой руки. Большое внимание уделено проблемам звукоизвлечения, даны описания необходимых приемов для работы над звуком. В связи с этим хотелось бы отметить, что последовательность работы над тирандо и апояндо, предложенная автором, вызывает сомнения. На мой взгляд, эти приемы следует давать ученикам раздельно, чтобы не возникало путаницы. Кроме того, по моему мнению, начинать играть двумя руками следует не с гаммы (у Ларичева это диатонический звукоряд), а с коротких однотипных мелодий, исполняемых на каждой струне, с целью освоения грифа, о чем будет ниже сказано во второй главе. Книга оставляет ощущение продуманности и цельности, видно искреннее желание автора поделиться своим богатым педагогическим опытом.

В книге А. Гитмана "Донотный период начального обучения гитариста" (9) рассматривается первоначальный период занятий в классе гитары. Автор предлагает свою методику овладения первоначальными навыками, которая отличается от традиционной. Суть данного различия заключается в следующем. На всех музыкальных инструментах, и на гитаре в том числе, учить начинают с исполнения мелодии. Но поскольку гитара инструмент гармонический, то возможен другой способ обучения: начинать можно с аккомпанемента, что, как мы знаем, и происходит у тех, кто осваивает инструмент самостоятельно. Гитара используется в быту, как правило, для аккомпанемента сольной партии. Автор книги предлагает идти по этому пути и основой обучения делает не мелодию, а аккорды и арпеджио.

Безусловно, для учащихся полезно как знакомство с буквенным обозначением аккордов, так и владение навыками аккомпанемента. Заслугой автора книги является также и то, что предложенный им репертуар доступен ученику, состоит из популярных, любимых народом песен. Однако, сформировав у ребенка привычку исполнять "попсу", очень трудно будет потом переключить его на классику. Современный школьник, находящийся под постоянным влиянием средств массовой информации, и без того ориентирован более на эстрадный, нежели на классический репертуар. Обучение игре на классической гитаре должно, на мой взгляд, базироваться в первую очередь на изучении произведений, написанных композиторами классического направления.

Итак, из краткого анализа существующих школ для классической китары видно, что ни одна из них не имеет четкой, цельной и продуманной методики работы с учениками, особенно на первоначальном этапе. Между тем, азы профессионального мастерства необходимо закладывать и воспитывать у детей с первых шагов знакомства с инструментом, и как справедливо заметил замечательный пианист и педагог И. Гофман: "Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа!"

Делись добром ;)