logo
Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

2.1 Планирование и организация первых уроков

Первая встреча с учеником -- это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях и т. п.

Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым настроением. Уместно вспомнить высказывание знаменитого виолончелиста Пабло Казальса, где он вдохновенно призывает ученика любоваться окружающим миром. Он находил в каждом ученике неповторимую красоту, человечность; вселял в ученика гордость, уверенность, открывал такие психологические возможности, которых тот и не представлял в себе: "Как прекрасно все кругом в природе: небо, солнце, цветы, но самое уникальное создание природы -- это ты. Природа создала тебя, единственного и неповторимого на этой земле..." Именно в доброжелательном общении с учеником делаются первые шаги к успеху.

Чтобы ребенок на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал давать, не перегружая его внимания, рационально и последовательно. Уверенность ученика в своих силах, в возможности достижения поставленных целей создаст благоприятные условия для повышения его самосознания, ощущения собственной значимости.

Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как музыкальный инструмент имеет свои особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Как мы знаем, невозможно управлять извлеченным на гитаре звуком и удерживать его долговременно в динамическом напряжении. Развитый интонационный слух -- основа в работе над музыкой. Гитарист, умеющий внутренним слухом предслышать извлекаемый звук, умеющий сознательно контролировать протяженность и затухание взятого на гитаре звука, может добиться большой выразительности звучания музыкальной фразы. Надо постоянно учить ученика слушать себя как бы со стороны, активно вслушиваться в элементы музыкальной ткани, учить анализировать и контролировать свою игру.

На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план -- главное внимание сосредоточено на развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха следует проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию песенки или просто отдельные звуки, а ученик должен их спеть. Это позволит ему со временем почувствовать и понять особую акустическую природу звучания инструмента, неповторимость тембрового колорита гитары.

Необходимо внимательно следить, чтобы голос ученика точно совпадал со звучащей нотой. Не следует отчаиваться, если ученику не удалось сразу точно воспроизвести мелодию или ее фрагмент. Нечистое интонирование у детей часто происходит от неразвитости голосового аппарата. При систематическом и целенаправленном развитии слуха все поправимо. На начальном этапе музыкальных занятий по развитию интонационного слуха необходимо подбирать тональность, близкую к речевому диапазону ребенка, а затем, по мере освоения навыков интонирования, постепенно его расширять.

Интерес и любовь к музыке у детей, как показывает практика, появляются через движение под музыку. Попросите ребенка подвигаться под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, движения. Через восприятие темпа и ритма музыкальных произведений ученик начинает воспринимать и музыкальную речь.

Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания текста песенок. Разучивая песенку с учеником, старайтесь обратить его внимание на эмоциональность, художественность ее исполнения. Исходя из содержания, исполняйте ее весело или грустно, ласково, мягко или маршеобразно, празднично и т. п.

Определяя художественные характеристики музыкальной пьесы или песенки, раскрывая их образный мир, придавайте особое значение движению: ритм - главное!

Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает, что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку достаточно выразительно. Если они не в состоянии воспользоваться данным им самой природой речевым аппаратом, то каким образом они смогут произнести что-либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента?

Вслушиваясь в интонации человеческой речи, можно открыть много необходимого и полезного и затем удачно использовать эти находки в музыкальной речи, музыкальном исполнении. Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе педагога-музыканта.

Несколько примеров:

"Динь-дон, динь-дон, загорелся Кошкин дом". Слова этой песенки следует прочитать ученику и попросить его повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить звонко, громко, четко, а главное -- тревожно.

"Светит солнышко к нам в окошечко" -- совершенно другой характер произношения: ласковый, не спеша, тихо.

"В небе тучи темные, тихо-тихо в комнате" -- характер колыбельной: плавный, тихий, грустный.

"Детский сад -- у реки, а вокруг -- цветники", -- короткое стихотворение произносится с удивлением. Внимание к произношению первой фразы -- исполняется весело, достаточно громко. Вторая часть фразы ("...а вокруг -- цветники") -- протяжно и тише.

Следует помнить о темпе, о движении, о дыхании. Нельзя забывать похвалить ученика за каждое успешно выполненное задание.

Следующие примеры можно дать ученику на дом:

1. "Дует ветер озорной, лает пес Буянка".

2. "Кто летает на лужок и садится на цветок?"

3. "Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота"

4. "Петушок, петушок, золотой гребешок"

Количество номеров, разбираемых в классе и задаваемых на дом, следует отбирать в зависимости от возраста ученика и степени усвоения материала. Весь цикл следует проводить до полного усвоения смысла стихов, считалок, поговорок и правильного, а главное - добиваться выразительного их произношения.

Гитара не просто кусок дерева, обработанный столяром, но душа всех лесов мира, старательно созданная музыкальным мастером. Пусть ученик поближе услышит гитару. Пусть узнает от вас о назначении частей гитары и особенностях ее конструкции, дайте ему возможность вслушаться в звучание каждой отдельной струны, обращая внимание на то, что именно надо услышать: "Вот так звучит звук в самом начале, вот так он длится, а здесь, послушай, он угасает".

Каждой струне следует дать образную характеристику вроде такой: "Первая струна -- самая тонкая, самая младшая сестренка с тоненьким голоском, и зовут её - Ми. Попробуй ее спеть -- звук следует тянуть продолжительно. Голос твой должен слиться со звучанием струны. Вторая струна -- Си, -- голос ее более сильный звучит более продолжительно, тембр ее другой..." Подобным образом, подбирая яркие характеристики и определения, расскажите о звучании всех струн -- высоких низких. Сравнения и примеры возможны самые разные, построенные на воображении ученика и учителя.

Именно с первых уроков нужно прививать ученику благородство, уважение, искреннюю любовь к гитаре. Нужно воспитывать в ученике бережное отношение к инструменту и к струнам: "Играть только чистыми руками. Гитару хранить в чехле". Покажите, как следует ухаживать за гитарой -- мягкой фланелевой тряпочкой протирать после занятий струны и верхнюю деку. Пройдет время -- и гитара обязательно ответит благородством и достоинством своего неповторимого звучания.

Чтобы пробудить у ученика интерес к музыке, следует знакомить его с такими песнями и музыкальными произведениями, которые бы ему хотелось послушать, спеть, а потом и сыграть. Доступными и подходящими для таких выступлений педагога перед учениками могут быть пьесы из школы Иванова-Крамского(5): "Танец", "Маленький вальс", "Грустный напев", "Марш солдатиков".

Готовность, собранность, активный настрой ученика влияет на чуткость слуха. С помощью эпитетов, образных выражений следует стремиться создать соответствующее настроение у ребенка -- это борьба с пассивным слушанием.

Итак, мы уже немного знаем своего ученика, его любимые песенки, стихи, поговорки. Легко определяем с учеником шаги в музыке: в словах "лев", "слон", "тигр" -- по одному шагу; "мама", "папа", "Таня" -- два шага; "яблоки", "черешня", "апельсин" -- три. Ученик сам легко подбирает слова, определяет количество слогов и прохлопывает их в ладоши. И все это в соответствии с характером и ритмом.

После того как мы определили, что в стихотворении есть частые и редкие хлопки, ученику можно показать запись:

"Пе-ту-шок, пе-ту-шок, зо-ло-той гре-бе-шок".

Шаги в данной песенке есть короткие и долгие: короткие звуки (шаги) соединяют друг с другом палочкой (восьмые), а долгие записываются отдельными палочками (четверти).

На начальном этапе необходимо научить ученика определять шаги и проставлять их. Например:

"Тра-та-та, тра-та-та, мы ве-зем с со-бой ко-та".

Надо дать возможность ученику самому определить короткие и долгие шаги. На первых порах помочь ученику сделать правильную запись песенок. Короткие шаги соединять палочкой. Такие упражнения практиковать до тех пор, пока ученик полностью не освоит графику ритмической записи.

На начальном этапе обучения все песенки следует давать со словами и именно через слово, через шаги, определять характер, образность исполнения данных песенок.

Затем необходимо познакомить ученика с нотным станом, нотными знаками, ключом "соль"; научить ученика правильно записывать на нотном стане ключ и нотные знаки.

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику, в зависимости от его возраста, воспитания, способностей, необходимо подходить индивидуально. Поэтому занятия следует проводить поэтапно; в какой-то степени вся педагогическая деятельность строится на импровизации.

Наиболее рациональное положение корпуса на стуле -- это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на инструменте (более подробно этот момент будет освещаться при игре в Х позиции). Под левую ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное -- чтобы левая нога по отношению к корпусу была под острым углом. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола, следует под ногу подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть ногу вправо. Такое положение ног, корпуса, плеч, головы ученику может казаться несколько необычным, поэтому необходимо проделывать с учеником гимнастические упражнения для закрепления рациональной посадки.

Главное в посадке -- естественное положение корпуса, плеч, головы, что является важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука и рациональную работу исполнительского аппарата. Правильная посадка ученика на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены -- при игре необходимо упругое, активное состояние мышц.

Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Правильный контакт со струнами необходимо воспитывать через оптимальную организацию игровых движений. Прежде чем дать ученику инструмент, нужно научить его управлять своими руками, научить отличать свободу, легкость от зажатости и скованности.

Предлагаемые упражнения позволяют ученику понять состояния "напряжения - расслабления", "зажатости - свободы":

-- максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак -- затем расслабить;

-- сделать глубокий вдох (корпус напряжен), затем выдох (корпус расслаблен).

Разъяснить ученику три состояния корпуса и рук:

а) максимальное напряжение;

б) полное расслабление -- состояние покоя и отдыха;

в) оптимальное, активное напряжение -- состояние бодрости, радости, легкости -- оно является основным при игре на гитаре.

Главное -- научить понимать и фиксировать свои ощущения. Все упражнения, пройденные на уроке, надо закреплять дома. Данные упражнения репетировать перед зеркалом, обращая внимание на состояние мышц лица и мимику.

Примерный план первых уроков:

1. Создание творческого рабочего настроения -- 1-2 минуты.

2. Развитие музыкального слуха -- 5-10 минут.

3. Произношение коротких стихов, песенок, поговорок -- 5-10 минут.

4. Инструмент, отношение к инструменту -- 3-5 минут.

5. Звучание каждой струны, специфика звучания. Протяженность звука -- 3-5 минут.

6. Исполнение педагогом пьес: танец, вальс, марш -- 5-10 минут.

7. Определение характера пьес (шаги, настроение, образы) -- 3-5 минут.

Из приведенного плана видно, насколько разнообразно может быть спланирован урок.

Добившись освоения одной задачи, можно переходить к другой. Такими задачами являются: посадка, выбор скамейки, напряжение и расслабление, шаги в словах, стихах, поговорках, нотная запись и т. д. Необходимо учитывать внимание и активность ученика. Если появляется утомляемость, следует переключить внимание ученика на другие виды деятельности или уменьшить продолжительность урока. Не следует перегружать ребенка. Только увлеченность педагога, его вдохновение на уроке могут заинтересовать ученика. Всегда нужно помнить, что первые уроки являются важными и ответственными для будущего развития ученика-музыканта. Это тот фундамент, те корни, из которых вырастает красивое дерево с прекрасными плодами.

От искусства ведения урока, от эмоционального настроя зависит плодотворность работы, а главное -- желание ученика продолжить занятия дома. ЗАДАНИЕ НА ДОМ ДАЕТСЯ УЧЕНИКУ С ПЕРВЫХ ЖЕ УРОКОВ. Именно поэтому на уроке нужно учить ребенка самостоятельно мыслить и готовить его к осознанной домашней работе. Все то положительное, что достигнуто на уроке, может быть сведено на нет неправильными занятиями дома.

После знакомства с учеником педагог должен знать, что ребенку интересно, что он делает с удовольствием (читает, рисует и прочее). Вся работа педагога на данном этапе сводится к формированию у ученика серьезного отношения к занятиям. Работа в классе -- это обучение тому, как необходимо работать дома. Задания на дом ставятся четко, и способы выполнения домашней работы должны быть сформулированы предельно ясно. Кроме дневника и нотной тетради рекомендуется завести еще и обычную тетрадь, куда можно подробно записывать темы и задания для самостоятельной работы. По этой тетради ученику удобно организовать подготовку к следующему занятию. Нет необходимости доказывать важность контакта педагога с родителями ученика. Желательно, чтобы они посещали уроки и делали записи проведенных вами уроков. Организацию и режим проведения домашних занятий можно наладить также с помощью родителей. Занятия дома должны проводиться ежедневно, два раза в день: один раз самостоятельно, второй раз с родителями. Если ребенок неусидчив, настаивайте на определенном времени выполнения того или иного упражнения -- это дисциплинирует. Не исключайте из практики поощрение ребенка за результаты проделанной работы!