logo
Гитара

2.4 Исполнение аккомпанемента.

При игре аккомпанемента на гитаре один исполнитель фактически выполняет функции ритм-группы ансамбля (бас-гитара, гитара, ударные). В более «продвинутом» варианте исполнения к выше перечисленным инструментам можно ещё добавить соло-гитару (различные подголоски, противосложения, педали, сольные фрагменты и т.д.). То есть качество исполнения аккомпанемента напрямую зависит в первую очередь от технической подготовленности и степени развития основных музыкальных способностей гитариста (музыкальный слух, ритм, память). И только опираясь на эти качества, можно всерьёз говорить о проявлении творческой инициативы исполнителя. Чувство ритма, является одной из существеннейших музыкальных способностей и должно воспитываться с первых шагов обучения. Занимаясь с начинающими, преподаватель всегда встречается с трудностями в достижении ритмического исполнения. Арифметическое объяснение соотношений музыкальных длительностей понимается обычно очень скоро, но исполнение при этом продолжает ещё оставаться неритмичным. Для воспитания этого навыка требуется время и систематические занятия.

Исполнение аккомпанемента на гитаре условно можно разделить на три основные разновидности:

  1. Игра аккомпанемента различными видами арпеджио. Исполняется пальцами p ,i ,m ,a.

  2. Игра ритмическими рисунком (ритмом, «боем»). Исполняется в основном указательным пальцем i или медиатром.

  3. Двухпальцевый стиль. Исполняется большим пальцем p и указательным пальцем i.

На игре арпеджио мы подробно останавливались в первой части данного пособия, поэтому просто рассмотрим некоторые примеры аккомпанемента этим приёмом. Для облегчения восприятия в этих примерах будет использован один аккорд. В дальнейшем, каждый из этих вариантов аккомпанемента можно применять к любому аккорду или аккордовой последовательности.

Игра ритмическим рисунком (ритмом) требует, прежде всего, расслабления правой руки. Возьмём левой рукой аккорд ми минор (Ef), правой рукой слегка ударяем указательным пальцем i по направлению от шестой струны к первой и обратно. Движения кисти происходят параллельно плоскости деки гитары. Играем ровно, восьмыми нотами в размере 4/4. Затем делаем акцент на первую долю (четверть), остальные доли играем ровно восьмыми нотами. При игре первой четверти правая рука не перестаёт «отсчитывать» восьмые, просто удар второй восьмой проходит мимо струн. Усложняем ритмический рисунок «вставляя» ещё одну четверть – игра пятой восьмой мимо струн. При игре примера № 3, вновь акцент на первую долю, звучат только басовые струны, остальные доли играем ровно восьмыми нотами, стараясь использовать первые три струны. Играть необходимо под счёт или проговаривать ритмические словосочетания, например те, что используются ниже. В примере № 4, размер 6/8, производятся аналогичные игровые действия, только вместо восьмых нот отсчитываем шестнадцатые. Не забываем акцентировать сильные доли. В примерах № 5, 6 исполнение пауз обязательно, причём можно, или, просто приглушить струны правой рукой, или делать это с лёгким ударом о деку, имитируя игру малого барабана (пример № 6).

Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Пример 6.

Двухпальцевый стиль, прежде всего, характерен для исполнителей музыки в стиле кантри. Он как бы соединяет в себе приём бас-аккорд и игру ритмическим рисунком. Аккордовые формы зажимаются обязательно в полном объёме, так как, зачастую удар пальцем i происходит не по трём, а по четырём или пяти струнам. Кисть правой руки абсолютно свободна и движется параллельно верхней деки гитары (так же как при игре ритмом), если в примере A. бас исполняется только по тонике аккорда, то в остальных примерах используется чередующийся бас (тоника и доминанта).

Пример A.

Пример B.

Пример C.

Пример D.

Пример E.

Басовые ходы обычно состоят из проходящих нот, звучащих между аккордами. Они могут предварять музыкальную фразу или связывать разные части произведения, например, куплет и припев песни. Чаще всего «движение» баса происходит по звукам входящем в аккорд, по ступеням диатонических ладов (примеры 1-5) либо по хроматизму (пример 6).

Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Пример 6.

Безусловно, это далеко не все примеры аккомпанемента. В данном учебном пособии только обозначен путь, по которому, на наш взгляд, следует двигаться, чтобы овладеть навыками игры на гитаре. Тем не менее, хочется надеяться, что здесь вы приобретете некоторые знания и умения, необходимые при выборе правильного, грамотного аккомпанемента.