Семинарские темы
Раздел 1.1: Введение в курс истории отечественного музыкального образования
Практическое занятие 1(семинар)
Тема 1.3:
Проблема периодизации истории отечественного музыкального образования
В основе целостного изучения истории музыкального образования лежат следующие подходы: цивилизационный, интонационный и парадигмально-педаогический. Так, если история музыкального образования изучалась под углом зрения музыкальной культуры, то исследовалась только одна из ее сфер (например либо «традиционная», либо православная культура); если в центре внимания оказывалось музыкальное образование, то изучалось либо общее, либо профессиональное образование; при этом исследования в области общего музыкального образования охватывали лишь определенный исторический период, но не раскрывали всю картину в целом. Если в работах, посвященных общему музыкальному образованию, основное внимание сосредоточивалось на рассмотрении целей, задач, содержания и методов в педагогическом и социально-культурном ракурсах, то в трудах, ориентированных на изучение истории специального музыкального образования, в центре внимания оказывался преимущественно музыковедческий подход.
Отсутствие целостности в исследованиях исторического характера, посвященных музыкальному образованию, объясняется прежде всего тем, что не были найдены исследовательские принципы и методы, позволяющие решить эту проблему. Хотя были и другие причины, в том числе ярко выраженный идеологический подход, который вынуждены были применять ученые.
Сконцентрируем внимание на тех новациях, которые предлагает в своем исследовании Е.В. Николаева.
Центральным моментом, с позиции методологии, является, работка и внедрение Е.В. Николаевой трех новых исследовательских теоретических методов: интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного.
Суть интонационного метода заключается в прослеживании в истории отечественного музыкального образования последовательной смены основных интонационных ориентиров в соответствии с эволюцией музыкального искусства как искусстве «интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). При применении интонационного метода к вопросам истории музыкального образования, подчеркивает Е.В.Николаева, оно предстает в виде совокупности составляющих его направлений, типов, видов, отраслей, детерминируемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями интонационного постижения музыки — с другой. При таком подходе выстраивается системная классификация основных компонентов музыкального образования, причем содержание и специфика каждого из них выявляются посредством интонационного анализа.
Следующим важнейшим исследовательским методом концептуального изучения истории музыкального образования явился парадигмально-педагогический метод. В центре внимания исследователя оказывается совокупность наиболее типичных для того или иного конкретно-исторического периода музыкально-педагогических парадигм (концепций, теоретических построений), отражающих взгляды педагогов-музыкантов на цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы музыкального образования. Парадигмально-педагогический метод реализуется на трех уровнях: основных исторических этапов развития отечественного музыкального образования; каждого из направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского), рассматриваемых в рамках определенного исследуемого этапа; отдельных музыкально-педагогических концепций.
На концептуальное осмысление историко-педагогического процесса в области музыкального образования ориентирован цивилизационный метод. Он предполагает рассмотрение истории отечественного музыкального образования не локально, обособленно, а в контексте становления и развития всемирного историко-педагогического процесса музыкального образования.
Изучение процесса становления и развития отечественного музыкального образования с позиции интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного методов позволило исследователю впервые обнаружить и научно доказать наличие в нем пяти основных этапов: первый — с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X в.; второй — развитие отечественного музыкального образования с XI по первую половину XVII столетия; третий — вторая половина XVII — первая четверть XIX в.; четвертая — со второй трети до конца XIX столетия; пятый этап — с начала XX столетия до наших дней включительно. Внутри каждого этапа исследователю удалось обнаружить и доказать существование характеристик, принципиально отличающихся одна от другой с позиции интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного методов. Это научное открытие явилось ярким доказательством эффективности применения теоретических, методологических по своему характеру методов исследования.
Анализ исследования Е. В. Николаевой показывает, что оно основывалось на принципе единства философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологического анализа.
Это проявляется в опоре на философский (культурологический аспект) уровень методологического анализа, который пронизывает всю работу и позволяет рассматривать явления, выходя за рамки педагогики и искусства, связывая музыкально-педагогические явления в широком социальном аспекте прежде всего с православной ориентацией в отечественном музыкальном образовании.
Общенаучный уровень методологического анализа, ориентированный главным образом на музыкознание, совершенно очевидено определяется уже рассмотренным здесь интонационным методом исследования, экстраполированным из области музыкознания.
Частнонаучный уровень методологического анализа органично вбирает в себя два предшествующих уровня и вытекает из них, что и позволяет выстроить новую целостную концепцию становления и развития отечественного музыкального образования, базирующуюся на принципиально новых для истории педагогики музыкального образования теоретических методах исследования. Реализации целостного подхода к частнонаучному уровню методологического анализа способствует и обращение к двум другим его принципам: взаимосвязи объективного и субъективного и принципу профессиональной направленности.
Совершенно очевидно, что глобальность поставленной проблемы — изучение истории отечественного музыкального образования с древнейших времен до наших дней — предполагает избирательность в выборе тех аспектов, которые признаны автором приоритетными и получают наиболее многостороннее и глубокое исследование в работе.
Литература: 2,7,9,11,14,19,31,60.
- Семинарские темы
- Практическое занятие 2 (семинар)
- Тема 1.5: Особенности культовой музыки восточных славян
- Раздел 2: Особенности развития отечественного музыкального образования в IX первой половине XVII столетий. Практические занятия 3 (семинар)
- Тема 2.4:
- Практические занятия 4 (семинар)
- Тема 2.6 Особенности передачи музыкального опыта от одного поколения к другому в народной педагогике
- Тема 3.3:
- Методика обучения богослужебному пению во второй половине XVII-первой половине XIX столетий.
- Раздел 4: Основные направления развития отечественной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики со второй трети до конца XIX столетия Практические занятия 6 (семинар)
- Тема 4.2:
- Общая характеристика содержания музыкального образования в учебных заведениях различного профиля в конце XIX столетия
- Первая народная консерватория в России
- Практические занятия 7 (семинар)
- Тема 4.4 Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания в школах для народа (с.В. Смоленский, в.Ф. Одоевский, а.И. Пузыревский)
- Раздел 5 Тенденции развития отечественного музыкального образования с начала до конца 20века. Практические занятия 8 (семинар)
- Тема 5.5: Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе
- Практические занятия 9 (семинар)
- Тема 5.7: Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания: э.Б. Абдиллина, е.В. Николаевой
- Тема 6.4:Современные тенденции развития музыкального образования в мире
- Современный музыкальный проект в сша – его программы и значение для музыкального воспитания. Творческое музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века
- Музыкальное образование в Англии
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Темы рефератов
- 4.1. Вопросы к экзамену