«Детская тетрадь»:
Марш (бойкий)
Вальс (очаровательный)
Медведь (забавна. Широкие скачки мелодии, резкая смена регистров передают неуклюжую походку медведя)
2 сказки (грустная и веселая)
Заводная кукла - танцевальная пьеса (так и представляешь себе заводную куклу, кружащуюся в однообразном танце, но вот - стоп, кончился завод, и кукла, беспорядочно завертевшись, остановилась).
Другой сборник фортепианных пьес для детей - «Танцы кукол»
Цикл «Танцы кукол»:
Лирический вальс (с красивой плавной мелодией)
Гавот
Романс (задумчиво - спокойный))
Полька (игривая, кокетливая)
Вальс - шутка (воздушно - легкий, родственный «Музыкальной табакерке» Лядова)
Шарманка (заставляет вспомнить «Детский альбом» П. Чайковского. Здесь композитор также подражает шарманке - на фоне монотонно повторяющегося аккомпанемента звучит простенькая танцевальная мелодия)
Танец.
Юношеству адресованы Концерт № 2 для ф - но с оркестром, Концертино для 2-х ф -но (вообще концерты Д. Шостаковича и Д. Кабалевского, пожалуй, лучшие из созданного в этом жанре советскими композиторами. Они выходят далеко за рамки педагогического репертуара. Это произведения, в которых запечатлен образ советской молодежи, отражены картины советской действительности).
2-й концерт для ф - но с оркестром посвящен сыну композитора Максиму Шостаковичу. По образному содержанию - это образы юности: и бурное кипение жизни, и энергия молодости, и светлые раздумья, мечты.
1 и 3 части (финал) - бурная стихия жизни, энергия, молодость.
1 часть: отзвуки пионерских горнов, дробь барабанов, отзвуки пионерских песен.
Финал - в стремительном водовороте мелькают образы лукаво - озорные, шаловливые. Кажется, «вихрем мчится пионерский поезд, и невозможно разглядеть отдельные лица».
2 часть - мечтательно - задумчивая. Выдержана в характере ноктюрна. Музыка прозрачная, кристально - чистая, овеяна настроениями умиротворения и покоя.
Концертино для 2-х фортепиано - одночастное произведение, небольшой концерт, предназначенный юным исполнителям. 2 основные темы. Одна стремительная, активная, другая маршеобразная, напоминающая пионерские песни (? «Взвейтесь, кострами, синие ночи»). Обе темы в концертино активно развиваются. В музыке отражен радостный подъем молодых жизненных сил (энергия, оптимизм…).
Есть у Ш. и вокальная музыка. Всем хорошо известные песни: «Родина слышит», «Хороший день».
Фортепианная музыка для детей Д.Б. Кабалевского (1904).
Русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель, доктор искусствоведении, профессор Московской консерватории, нар. Артист СССР.
1.К теме детской музыке К. обратился не случайно. В 20-е годы он работал педагогом музыкальной школы и обратил внимание на большое количество неинтересных, далеких по своему содержанию от окружающей жизни произведений, которые приходилось играть его ученикам. Стремясь расширить репертуар, К. начинает «сочинять легкие пьесы для фортепиано, стараясь давать в них возможно более контрастные образы людей и явлений, близких нашим советским ребятам» (из статьи композитора). Так появился сборник «Из пионерской жизни». В него вошли пьесы: «Барабанщик», «Физкультурная игра», «Игра», «Пионерская песня», «Походный марш». Этот сборник был одним из первых произведений для детей, в котором получила широкое отражение советская действительность.
За этим сборником последовал еще один - «30 детских пьес для фортепиано», опус 27 (30-е годы). Тематику пьес сборника подсказали встречи композитора с детьми (Сказка, Колыбельная, Ночью на реке, Этюды, Погоня, Метелица, Шуточка, Танец на лужайке, Шуточная, Новелла, Драматический фрагмент. Широко известна из этого сборника пьеса «Кавалерийская»).
В следующем сборнике «24 легкие пьесы для фортепиано» опус 39. Пьесы располагаются по степени усложнения технических трудностей. Произведения как бы постепенно вырастают вместе с юным исполнителем. Сначала они совсем маленькие - в 1-2 строчки, и очень простые, совсем детские: Песенка, Маленькая полька, Колыбельная, Забавный случай и др..
По мере расширения технических возможностей и интересов ребенка, его кругозора, им становятся доступны более сложные пьесы: Веселое путешествие, Танец, Клоуны (очень популярная и известная пьеса).
В 1959 г. появляется сборник «Прелюдии и фуги» для ф -но (6), также предназначенный юным исполнителям. Каждая пьеса имеет программный заголовок: летним утром на лужайке, Вечерняя песня за рекой, В пионерском лагере, Прием в пионеры, Рассказ о герое, Праздник труда. К. стремился, чтобы музыка была понятна для детей. В предисловии к сборнику он подробно объяснил - что такое фуга, прелюдия, как лучше сыграть произведение. Здесь же, в предисловии дает исчерпывающую программу всех 6-ти прелюдий и фуг. Например, «Рассказ о герое»: Это самая серьезная и самая сложная из всех прелюдий и фуг сборника. Ее замысел у меня возник в пионерском лагере в Артеке, на берегу Черного моря …(стр. 87, цитата из предисловия к сборнику - «Сов. композитор», 1961 г.).
2. Есть у К. и концерты, выходящие за рамки педагогического репертуара, в которых запечатлены образы советской молодежи и советской действительности (какие это образы? - энтузиазм, энергия, оптимизм, вера в светлое будущее, ударный труд, любовь…).
Скрипичный концерт (1948). 3 части.
Виолончельный концерт (1949) 3 части.
Фортепианный концерт (1952). 3 части.
К. задумал их как единый цикл. Каждый из концертов ярко своеобразен по своему индивидуальному облику, и вместе с тем между всеми тремя много общего. Триада концертов составляет вдохновенную поэму о молодых людях нашей эпохи. В них раскрыты многие черты, характерные для юношества и того времени: оптимистическое восприятие жизни, чистота помыслов, готовность к борьбе за высокие идеалы. Все три произведения пронизаны пульсом живых подвижных ритмов, в них слышится стремительная, легкая и вместе с тем уверенная поступь молодости. Герой концертов К. весь в движении, действии: музыка вызывает в воображении картины то беззаботно подвижных детских игр, шаловливого танца, то торжественных массовых молодежных шествий. Тема Родины - одна из ведущих в концертах. В целом ряде эпизодов К. запечатлел красоту родного пейзажа, передал настроения, которые возникают у человека, находящегося наедине с природой.
(В музыке воплощен сам дух эпохи - бурное кипение жизни, напор, целеустремленность. Здесь и бесконечное веселье и глубокое раздумье, нежная лирика и героизм, беззаботное детство и т.д.).