2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, рамки данного учебно-методического пособия не позволяют осветить все стороны гитарного исполнительства, так как оно составлено, в первую очередь, для студентов театральных вузов. Дефицит времени, как учебно-аудиторного, так и времени для самостоятельных занятий, диктует свои условия, поэтому, в данном пособии, не затронуты многие важные темы, например, исполнение в джазовых стилях (свинг, босса-нова), транспонирование, подбор по слуху мелодии и аккомпанемента и т.д. Так же необходимо строго соблюдать дифференцированный подход к обучению студентов, отличающихся по музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.
Тем, кто хочет более подробно ознакомиться с приёмами исполнения и расширить свои практические умения и теоретические знания, можно рекомендовать следующую литературу:
Академическое направление.
● Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М.; «Престо» 2002
● Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.; «Советский композитор», 1975
● Пухоль М. Школа игры на шестиструнной гитаре /Пер. и редакция Н. Поликарпова – М.; Сов. Композитор, 1987
Игра в эстрадно-джазовых стилях и аккомпанемент.
● Виницкий А.И. Детский джазовый альбом (I ч.). – М., «Музыка»,2000
● Манилов, В.А Учись аккомпанировать на гитаре – К.; «Музична Украiна», 1986
● Молотков В.А. Аранжировка для гитары / Учебно-методическое пособие – К.; «Хрещатик» 1997
● Попов С.Б. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. – М.; «Guitar College», 2003
● Флинт Т. Антология американской акустической гитары. М.; «Guitar College», 1995, 159 с.
Несколько советов начинающим гитаристам. Заниматься необходимо, как можно регулярнее. Постоянно работайте над постановкой рук, их свободой, уверенностью игровых движений, добивайтесь чистого, выразительного звучания инструмента. Развивайте в себе чувство ритма и музыкальный слух. Старайтесь думать звуками и нотами, а не аппликатурными моделями. Не забывайте о музыкальности исполнения, работайте над фразировкой, штрихами, динамикой. Постоянно расширяйте свои теоретические знания и технический потенциал, не бойтесь применять разумную творческую инициативу, только такой подход к занятиям приведёт вас к успеху.
Литература:
Агафошин П.А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.; «Советский композитор», 1987 – 207 с.
Бахмин А.А., Мольнар А.А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре – М.; «АСС – центр»; 1999 – 80 с.
Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре – М.; «Музыка», 1989 – 110 с.
Ганеев В.Р. Классическая гитара в Росиии: К проблеме профессионального статуса. Монография. - Т. Изд. Першина Р.В.; 2009 194 с.
Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. – М.; «Престо» 2002; 105 с.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.; «Советский композитор», 1975 – 120 с.
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Ред. А. Иванова-Крамского – М.; «Кифара», 1999 – 145 с.
Калинин В.П. Юный гитарист – М. «Музыка», 2008 – 125 с.
Манилов, В.А., Молотков В.А. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре – Киев.; «Музична Украiна», 1984 – 120 с.
Манилов, В.А Учись аккомпанировать на гитаре – Киев.; «Музична Украiна», 1986 – 105 с.
Матохин С. Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре. Методические рекомендации. – В., 2005 – 42 с.
Молотков В.А. Аранжировка для гитары / Учебно-методическое пособие – К.; «Хрещатик» 1997 – 121 с.
Николаев А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре – С.Пб.; изд. «Лань», 1999 – 91 с.
Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле. Монография. Н.Н. «Поволжье» – 168 с.
Попов С.Б. Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста. – М.; «Guitar College», 2003 – 127с.; и
Пухоль М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. и редакция Н. Поликарпова – М.; Сов. Композитор, 1987 – 184 с.
Руднев С.И. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом – «Гитаристъ» М.; 2002 № 1 – с. 27
Сагрерас Х. Школа игры на гитаре, ч. 1/ - М.; «Торопов», 1996, 33 с.
Сор Ф. Школа игры на гитаре. Общ. редакция Н.А. Ивановой- Крамской – Ростов на Дону; ООО «Феникс», 2008, 165 с.
Флинт Т. Антология американской акустической гитары. М.; «Guitar College», 1995, 159 с.
Шумидуб А.Л. Школа игры на гитаре. – М.; ООО «Бэст-Принт», 2006,
127 с.
ТЕКСТЫ ПЕСЕН.
Степь, да степь кругом
Степь да степь кругом, путь далек лежит,
В той степи глухой замерзал ямщик.
И, набравшись сил, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ:
Ты, товарищ мой, не попомни зла,
Здесь, в степи глухой, схорони меня.
А коней сведи к отцу-батюшке,
Передай поклон родной матушке.
А жене скажи слово прощальное,
Передай кольцо обручальное.
А еще скажи, что в степи замерз,
И любовь ее я с собой унес.
Миленький ты мой.
- Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе женой. / 2 раза
- Милая моя,
Взял бы я тебя,
Но там, в краю далеком,
Есть у меня жена. / 2 раза
- Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе сестрой. / 2 раза
- Милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Есть у меня сестра. / 2 раза
- Миленький ты мой,
Возьми меня с собой!
Там, в краю далеком,
Буду тебе чужой. / 2 раза
- Милая моя,
Взял бы я тебя.
Но там, в краю далеком,
Чужая ты мне не нужна. / 2 раза
То не ветер ветку клонит
То не ветер ветку клонит
Не дубравушка шумит
То моё моё сердечко стонет
Как осенний лист дрожит / 2 раза
Извела меня кручина
Подколодная змея
Догорай, гори моя лучина
Догорю, с тобой и я / 2 раза
Не житьё мне здесь без милой
С кем пойду теперь к венцу
Знать судил мне рок с могилой
Обвенчаться молодцу / 2 раза
Расступись земля сырая
Дай мне молодцу покой
Приюти меня, родная
В тихой келье гробовой / 2 раза
Ой, да не вечер
Ой, да не вечер, да не вечер, мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось, ох, да во сне привиделось. / 2 раза
Ох, мне во сне привиделось, будто конь мой вороной
Разыгрался - расплясался, разрезвился подо мной. / 2 раза
Ой, налетели ветры злые да с восточной стороны,
Ой, да сорвали черну шапку с моей буйной головы. / 2 раза
А есаул догадлив был, он сумел сон разгадать:
"Ох, пропадет, - он говорит, твоя буйна голова". / 2 раза
Ой, да не вечер, да не вечер, мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось, ох, да во сне привиделось. / 2 раза
Ваше благородие
Ваше благородие, госпожа разлука
Мы с тобой друзья давно, вот какая штука
Письмецо в конверте погоди не рви
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви
Ваше благородие, госпожа удача
Для кого ты добрая, а кому иначе
Девять граммов в сердце постой не зови
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви
Ваше благородие, госпожа чужбина
Крепко обнимала ты, да только не любила
В ласковые сети постой не лови
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви
Ваше благородие, госпожа победа
Значит моя песенка, до конца не спета
Перестаньте черти клясться на крови
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви
Не отрекаются любя
Не отрекаются, любя,
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
Не отрекаются, любя.
А ты придешь, когда темно,
Когда в окно ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга.
Да, ты придешь, когда темно.
И так захочешь теплоты,
Не полюбившейся когда-то,
Что переждать не сможешь ты
Трех человек у автомата -
Вот как захочешь теплоты
За это можно все отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать
Весь день, не отходя от двери,
За это можно все отдать
Есть только миг
Призрачно все, в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись
Есть только миг, между прошлым и будущим
Именно он, называется жизнь
Вечный покой, сердце, вряд ли обрадует
Вечный покой, для седых пирамид
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг, ослепительный миг
Пусть этот мир, вдаль летит сквозь столетия
Но не всегда, по дороге мне с ним
Чем дорожу, чем рискую на свете я
Мигом одним, только мигом одним
Счастье дано, иль беду повстречать еще
Есть только миг, за него и держись
Есть только миг, между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь
Постой паровоз
Постой, паровоз, не стучите, колеса,
Кондуктор, нажми на тормоза,
Я к маменьке родной с последним приветом
Спешу показаться на глаза. / 2 раза
Не жди меня, мама, хорошего сына,
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала опасная трясина,
И жизнь моя - вечная игра. / 2 раза
/
Постой, паровоз, не стучите, колеса,
Есть время взглянуть судьбе в глаза,
Пока еще не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза. / 2 раза
Ах, этот вечер
Днем город как город, и люди как люди вокруг,
Но вечер приходит и все изменяется вдруг.
На лица актеров кладет он таинственный грим
И Гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрин.
Припев: Ах, этот вечер - лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак,
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но этот вечер вернется вновь.
Опять каравеллы привозят рабов и вино
В ту гавань, что дремлет на дне океана давно.
И вновь слышен голос бессмертной и гордой любви,
Что схожа с планетой еще не открытой людьми.
Припев:
Нельзя в этом мире пройти, не оставив следа,
Но вечер-волшебник запомнит нас всех навсегда,
И новые люди в далекой неведомой мгле,
Когда нас не будет, нас будут играть на земле.
Припев:
Чёрное и белое
Кто ошибется, кто угадает
Разное счастье нам выпадает
Часто простое кажется вздорным
Черное белым белое черным /2 раза
Мы выбираем нас выбирают
Как это часто не совпадает
Я за тобою следую тенью
Я привыкаю к несовпаденью / 2 раза
Я привыкаю я тебе рада
Ты не узнаешь, да и не надо
Ты не узнаешь и не поможешь
Что не сложилось, вместе не сложишь / 2 раза
Счастье такая трудная штука
То дальнозорко, то близоруко
Часто простое кажется вздорным
Черное белым белое черным / 2 раза
Последняя поэма
Ветер ли старое имя развеял.
Нет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали.
Не разглядишь меня, не разглядишь меня, друг мой, прощай...
Я уплываю, и время несет меня с края на край.
С берега к берегу, с отмели к отмели, друг мой прощай.
Знаю когда-нибудь, с дальнего берега давнего прошлого
Ветер весенний ночной принесет тебе вздох от меня.
Ты погляди, ты погляди, ты погляди, не осталось ли
Что-нибудь, после меня.
В полночь забвенья на поздней окраине жизни своей.
Ты погляди без отчаянья, ты погляди без отчаянья.
Вспыхнет ли примет ли облик безвестного образа будто случайного.
Примет ли облик безвестного образа будто случайного.
Это не сон, это не сон, это, вся правда моя, это истина.
Смерть побеждающий вечный закон - это любовь моя.
Это любовь моя, это любовь моя.
Это всё.
Побледневшие листья окна
Зарастают прозрачной водой
У воды нет ни смерти, ни дна
Я прощаюсь с тобой
Горсть тепла после долгой зимы
Донесём пять минут до утра
Доживём наше море вины
Поглощает, время дыра
Припев:
Это всё, что останется после меня
Это всё, что возьму я с собой
С нами память сидит у стола
А в руке её пламя свечи
Ты такой хорошей была
Посмотри на меня, не молчи
Крики чайки на белой стене
Окольцованной чёрной луной
Нарисуй, что ни будь на окне
И шепни на прощанье рекой
Припев.
Две мечты, да печали стакан
Мы, воскреснув, допили до дна
Я не знаю, зачем тебе дан
Правит мною дорога луна
И не плач, если можешь, прости
Жизнь не сахар, а смерть нам не чай
Мне свою дорогу нести
До свидания, друг, и прощай
Припев.
Песня про зайцев.
В темно синем лесу, где трепещут осины
Где с дубов – колдунов облетает листва
На поляне траву, зайцы в полночь косили
И при этом напевали странные слова
Припев:
А нам все равно, а нам все равно
Пусть боимся мы волка и сову
Дела есть у нас, в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын – траву
А дубы – колдуны, что-то шепчут в тумане
Из поганых болот, чьи-то тени встают
Косят зайцы траву, трын – траву на поляне
И от страха все быстрее песенку поют
Припев:
А нам все равно, а нам все равно
Твердо верим мы в древнюю молву
Храбрым станет тот, кто три раза в год
В самый жуткий час косит трын – траву
Припев:
А нам все равно, а нам все равно
Станем мы храбрей и отважней льва
Устоим хоть раз, в самый жуткий час
Все напасти нам, будут трын – трава
Я тебя никогда не забуду
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить, необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь,
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю, боже всевышний,
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу,
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета,
Я тебя никогда не увижу.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда,
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (нисходящее легато)
Таблица натуральных флажолетов
Гриф гитары
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Флажолеты также обозначаются особым знаком: ◊ или ♦. Если этот знак поставлен под нотой, например;
то нота должна звучать так, как она написана:
Искусственные флажолеты.
Положение пальцев правой руки.
- Часть 1. Постановка игрового аппарата.
- Часть 2. Аккомпанемент.
- Часть I. Постановка игрового аппарата
- 1.1 Основные приёмы игры, техника правой и левой руки
- 1.2 Первоначальные навыки игры на гитаре.
- 1.3 Дальнейшее развитие игровых навыков.
- Часть II. Аккомпанемент.
- 2.1 Построение аккордов. Трезвучия, основные аккордовые формы.
- 2.2 Септаккорды. Трезвучия с добавленными тонами (побочные тона).
- 2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).
- 2.4 Исполнение аккомпанемента.
- 2.5 Нотное приложение. Народные песни, песни из кинофильмов.