Музыкальный материал
Семейно-обрядовые, семейно-бытовые
Белорусские народные песни.
А.Мдивани. Свадебные песни (слова народные).
Н.Чуркин. «Калыханка» для струнного квартета; Симфониетта № 1.
Календарно-обрядовые
Белорусские народные песни:
колядные – «Го-го-го, каза»;
масленичные – «А на гарэ, на гарэ»;
весенние – «Жавароначкi, прыляцiце»;
купальские – «Ой, рана на Йвана», «Купалiнка»;
жнивные – «А я ў полi жыта жала»;
А.Мдивани. Хоровой цикл «Снапочак»: «Вяснянка» и др.
Н.Римский–Корсаков. Опера «Снегурочка»: проводы масленицы (пролог).
Хороводные, плясовые
Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Ай, во поле липенька».
Белорусские народные песни-танцы: «Бульба», Лявонiха», «Янка», «Юрaчка» в «Полесской сюите» Е.Глебова (1 ч.), балете «Князь-озеро» В.Золотарева и др.
И.Жинович. Белорусские танцы.
Эпические
Былина «Про Добрыню».
Русская народная песня «Про татарский полон».
Лирические
Белорусская народная песня: «Ой, рэчанька, рэчанька».
Г.Вагнер. Вокально-симфоническая поэма «Вечно живые» («Павей, ветрык»).
Н.Римский–Корсаков. Опера «Царская Невеста»: песня Любаши (1 д.).
П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: хор «Болят мои скоры ноженьки» (1 к.).
* Песни для детей в творчестве профессиональных композиторов
Е.Крылатов. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»).
Е. Крылатов. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего»).
В.Шаинский. «Улыбка» (из м/ф «Крошка Енот»), песни др. композиторов (по выбору).
Танцы. Первоначальная связь танцев с древними обрядами. Деление танцевальных жанров на две группы: народные и бальные. Национальные особенности танцев.
Танцы славянских народов Европы. Белорусские («Лявониха», «Юрочка», «Микита», «Бульба», «Янка»), русские («Камаринская»), украинские (гопак), польские (мазурка, полонез), чешские (полька). Характерные жанровые черты каждого из танцев.
Популярные танцы других народов Европы. Венгерский чардаш, кавказская лезгинка, итальянская тарантелла, испанские танцы (хабанера, сегидилья, хота, болеро). Народные танцы в творчестве композиторов- классиков
Бальные танцы. Старинные бальные танцы: менуэт, гавот и др. Их жанровые признаки и использование в старинных танцевальных сюитах. Вальс. Жанровые признаки. История возникновения. Расцвет жанра вальса в творчестве композиторов-романтиков.
Новые танцы ХХ века. Европейские танцы: фокстрот. Латиноамериканские: танго, румба, самба, ча-ча-ча. Американские: чарльстон, рок-н-ролл. Танцевальные жанры конца ХХ века.
Марши. Функции марша, его жанровые признаки. Разновидности маршей.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса