3.Становление профессионального
ансамблево-оркестрового искусства
В послеоктябрьские годы необходимость профессионализации музыки для народных инструментов существенно усиливается. То, что не могло быть воспринятым многими слушателями в оригинальном звучании, например, скрипки или виолончели. Становилось понятным в звучании балалайки, баяна, домры, мандолины.
При неразвитости средств массовой коммуникации, немногочисленности общепринятых академических составов, особенно, симфонических оркестров, народные инструменты чаще всего были единственным средством пропаганды музыкальной классики для широкой аудитории.
Все это, когда ликвидация музыкальной неграмотности была едва ли не приравнена к общим задачам ликбеза, выдвинуло профессиональное народно-инструментальное исполнительство на передний план.
В 1918 году значительно расширяется сфера концертной деятельности Великорусского оркестра, получившего по предложению В.В.Андреева именование «Первый народный государственный оркестра». По инициативе Ф.И.Шаляпина и при активном содействии А.В.Луначарского 30 апреля 1918 года оркестр был взят на государственное обеспечение. Данный коллектив во многом способствовал дальнейшей профессионализации искусства русских народных оркестров. Это проявилось не только в интенсивной концертно-просветительской деятельности и непосредственной помощи любительским кружкам, но и инициативе самих оркестрантов по расширению сети профессиональных оркестров.
В 1919 году участники андреевского коллектива братья Петр Иванович и Сергей Иванович Алексеевы совместно с балалаечником Б.С.Трояновским организовали в Москве оркестр, получивший в 1921 году звание Государственного, а впоследствии – имя Н.П.Осипова. В 1925 году другая группа участников андреевского оркестра во главе с Василием Васильевичем Кацаном создает при студии художественного вещания Ленинградского радио русский оркестр, так же активно развернувший свою работу. В 1927 году аналогичный коллектив под руководством В.А.Гирмана возникает при Первой Сибирской радиовещательной станции в Новосибирске. Активное формирование этого вида искусства происходит и на Украине. В 1920 году при Харьковском губернском отделе народного образования возникает домрово-балалаечный оркестр, который к 1924 году насчитывал уже 35 человек.
В 1930-е годы такие коллективы рассматриваются в качестве ведущих в стране. В 1936 году на базе Московского оркестра радиовещания был создан Государственный оркестр русских народных инструментов. Русский народный оркестр имени В.В.Андреева зачисляется в систему Ленинградской филармонии. Значительно повышается их исполнительское мастерство. В программы концертов включаются сложные образцы симфонической музыки, такие как увертюры к операм «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Севильский цирюльник» Д.Россини, увертюра «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского.
Наряду с оркестрами андреевского типа, организуются и иные составы: в 1919 году в Москве Г.П.Любимовым при содействии Наркомпроса был создан «Первый государственный оркестр старинных русских инструментов», состоящий их четырехструнных домр квинтового строя, гуслей, ударных и народных духовых. В репертуаре коллектива были представлены произведения В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, а также обработки русских народных песен.
С квартетом Любимова, созданного им в 1915 году, связан первый выход музыкальных коллективов СССР на международную арену. В 1921 году ансамбль побывал в Скандинавии. За 4 месяца им было дано 90 концертов в 49 городах Швеции, Норвегии, Финляндии. Зарубежные гастроли коллектива проходили с большим успехом. В 1924 году квартету было присвоено звание Государственного академического ансамбля народной песни.
Многолетняя концертная практика квартета и оркестра четырехструнных домр способствовала распространению исполнительства на этом инструменте. Особенно популярна четырехструнная домра на Украине.
В 1919 году в систему Тульского пролеткульта включается оркестр гармоник, руководимый В.П. Хегстремом. Появляются новые коллективы: в 1926 году формируется «Первый симфонический оркестр гармонистов» под управлением Л.М.Бановича, плодотворно работавший в течение тринадцати лет (с 1926 по 1939 годы). Следует отметить, что руководитель коллектива являлся музыкантом большой культуры. Концертная деятельность коллектива, исполнявшего лучшие образцы русской и западной классики и обработки народных песен, имела огромное просветительское значение и способствовала популяризации гармоники. Оркестр гармоник нес музыкальную культуру широким массам; он мог выступать на любой площадке, в любой, самой отдаленной точке страны, где о рояле и симфоническом оркестре подчас знали очень мало. В репертуаре оркестра были произведения Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ж.Бизе, Д.Росини, Э.Грига, П.Чайковского, А.Лядова, А.Рубинштейна, Р.Глиэра, С.Прокофьева.
В Ленинграде примерно в то же время подобный коллектив создается А.Л.Клейнардом. В Киеве в 1927 году оркестр гармоник возглавил талантливый музыкант впоследствии видный украинский композитор А.Я.Штогаренко.
Основной целью народно-инструментальных коллективов, широко развернувших свою деятельность в 20 – 40-е годы, было ознакомление широкой публики с симфоническими произведениями. Однако наряду с классическими сочинениями в репертуаре оркестров было немало обработок народных песен.
Целью созданного Василием Васильевичем Хватовым в 1938 году при Хоре им. Пятницкого оркестра народных инструментов была пропаганда фольклорного инструментализма. В состав оркестра были введены балалайки, четырехструнные домры, баяны, различные виды гармоней (саратовские, череповецкие, ливенки, бологоевские, венки-двухрядки), рожки, жалейки, свирели, брелки, а также ударные – трещотки, ложки, бубенцы, кокошник, рубель. Главное же – в оркестре Хора имени Пятницкого на концертной основе активно культивировалась фольклорная манера исполнительства, подразумевавшая особую зрелищность игры, со слиянием пения, пляски и инструментализма в единое красочное представление.
Аналогичные просветительские задачи выполняют в 1920 – 30-е годы и разнообразные профессиональные ансамбли народных инструментов. В начале 20-х годов в открытых концертах в Ленинграде успешно выступало трио баянистов в составе Я.Орланского-Титаренко, К.Литвиченко и Т.Кукушкина. В это же время началась деятельность выдающегося баяниста П.Гвоздева, который играл в дуэте с исполнителем на черепашке А.Гурьевским. В Ростове пользовался известностью дуэт баянистов в составе Г.Зайцева и И.Мищенко (Мищенко одним из первых начал играть на выборном баяне). Сохранились сведения о выступлениях в Калуге трио Переселенцевых. Среди ансамблей следует выделить саратовское трио баянистов братьев Бесфамильновых («Трио Бах»), в состав которого входили Николай, Яков и Владимир (отец Владимира Владимировича Бесфамильнова – будущего лауреата всесоюзных и международных конкурсов). Активная гастрольная деятельность этих музыкантов началась в 1927 – 1929 годы. Этот коллектив с большим успехом исполнял произведения Л.Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Листа, М.Глинки, П.Чайковского, Р.Глиэра, С.Прокофьева.
В 1924 году Иван Евсеевич Онегин, преподаватель музыкального техникума в Красноярске, организовал квартет, в который, кроме него, вошли его братья и сестра (Петр, Алексей и Мария). В течение 10 лет коллектив успешно концертировал по городам Сибири, Дальнего Востока и Урала. В 1934 году квартет был вызван в Москву, и квалификационная комиссия по музыке при Наркомпросе РСФСР признала его высокохудожественным коллективом; квартету было присвоено имя М.М.Иполитова-Иванова. С этого времени начинается большая концертная деятельность ансамбля, неоднократно отмечавшаяся прессой. В репертуаре квартета были увертюра Ф.Шуберта (1 часть), увертюра к опере «Вильгельм Телль» Д.Россини, симфония соль минор В.Моцарта, увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, Рапсодия Ф.Листа и др.
В Сибири в течение ряда лет с середины 30-х годов работало в другое семейное содружество – квартет Черных, который так же начал свою деятельность в Красноярске. Кроме И.И. Черных, создателя коллектива, в квартет вошли его дочери П.Черных, М. Черных и В.Солдатов. Все музыканты играли на готовых баянах. Этот коллектив отличался высоким техническим мастерством и музыкальностью. В его репертуаре была широко представлена классика, обработки народных мелодий и современная музыка.
Большой популярностью во второй половине 1920-х годов пользовалось и трио баянистов во главе с Виктором Леонидовичем Жереховым. Кроме руководителя в состав трио входили Иван Михайлович Марьин и Владимир Петрович Александров. Они часто выступали по Всесоюзному радио, в колонном зале Дома Союзов и на других престижных концертных сценах. Ансамбль был приглашен участвовать в постановке музыкальной комедии И.О. Дунаевского «Женихи». В их репертуаре были произведения зарубежных и отечественных композиторов.
Аналогичная репертуарная направленность прослеживается и в струнных ансамблях. Среди них в первую очередь следует назвать Секстет четырехструнных домр под управлением Алексея Семеновича Семенова. Помимо руководителя коллектива, игравшего на домре приме, в состав Секстета входили Л.Карпов (прима), В.Жмыхов (альт), А.Воеводин (тенор), В.Хватов (бас) и А.Соловьев (контрабас). Ансамбль выступал совместно и с пианистом Г.Р.Гинзбургом, со скрипачом П.А.Бондаренко, аккомпанировал певице Е.К.Катульской. В репертуаре коллектива было свыше 300 произведений. Ансамбль много выступал на Всесоюзном радио, часто записывался на грампластинки.
В 20-е годы появляется замечательный коллектив – трио баянистов в составе Михаила Яковлевича Макарова (настоящая фамилия Максимов, 1897 – 1934), Александра Ивановича Кузнецова (1896 – 1969) и Якова Федоровича Попкова (1899 – 1970). Начало деятельности этого ансамбля связано с именем народного артиста республики Вс.Э.Мейерхольда, который много сделала для популяризации баяна. В спектакле А.Островского «Лес», поставленной в 1923 году, Мейерхольд впервые вывел на сцену своего театра талантливого баяниста М.Макарова. И если вначале этому аплодировали как смелому чудачеству. То очень скоро игра музыканта заставила самых строгих ценителей музыки уважать инструмент. А еще через 2 года при Государственном театре им. Вс. Мейерхольда было организовано прославившееся впоследствии трио баянистов. Музыканты участвовали во многих спектаклях театра – «Лес» А.островского, «Клоп» В. Маяковского, «Мандат» Н.Эрдмана. Наряду с видными государственными музыкальными и общественными деятелями, участники трио входили в состав жюри московских конкурсов гармонистов, представляя своеобразную «баянную элиту» страны.
На итоговом концерте I Московского конкурса участникам трио баянистов под управлением А.И.Кузнецова была поручена ответственная задача – сопровождать все номера. Программа концерта гласила: «Все номера (арии из опер, романсы, песни народностей, пляски и т.д.) идут исключительно под аккомпанемент гармоники. Аккомпанирует трио гармонистов Государственного театра им. В. Мейерхольда – А.И.Кузнецов, М.Я.Макаров, Я.Ф.Попков». Они аккомпанировали таким мастерам, как О.В.Ковалева, А.К. Матова, Н.Н. Озеров, Ирма Яунзем (вокал), В.О.Клеменс (скрипка), Н.И.Лукавихин (балалайка) и др. Баянисты вели большую просветительскую работу: часто давали после концерта консультации участникам самодеятельности, проводили со слушателями беседы о музыке и народных инструментах. Много сил отдавали баянисты и преподавательской деятельности. В 1934 году место М.Макарова занял талантливый самородок Александр Федорович Данилов (1901 – 1965). В этом составе трио было известно во всех уголках страны. Творчество этих музыкантов было близко и понятно широкому слушателю: высокая исполнительская техника баянистов способствовала ясной и выразительной передаче музыкального содержания произведения. В репертуаре ансамбля были самые разнообразные сочинения: пьесы советских композиторов, классические произведения, мелодии городской танцевальной музыки, обработки народных песен и танцев.
Участники трио играли на двух выборных (А.И.Кузнецов и А.Ф.Данилов) и одном готово-выборном баянах (Я.Ф.Попков). Несмотря на кажущуюся тембровую однородность, ансамбль звучал очень ярко.
В сопровождении трио любили исполнять народные песни О.В.Ковалева, позднее Л.А.Русланова, а также оперные певцы М.Д.Михайлов, И.С.Козловский, С.Я.Лемешев. Ансамбль неоднократно играл с симфоническим оркестром.
Значение деятельности трио баянистов в составе А.И.Кузнецова, Я.Ф.Попкова и А.Ф.Данилова трудно переоценить: этот талантливый, подлинно народный коллектив нес искусство широким массам; он являлся эталоном для многих отечественных баянистов.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)