Арам Ильич Хачатурян
Арам Хачатурян родился в 1903 году в Коджори, неподалеку от Тбилиси, в семье владельца переплетной мастерской. Родители мальчика надеялись, что в будущем Арам, приобретя подходящую профессию, станет состоятельным человеком. Чтобы наставить сына на «путь истинный», они, дождавшись, когда Араму исполнится 10 лет, отдали его в Тбилисское коммерческое училище. Однако влечение мальчика к музыке было настолько сильным, что он, невзирая на родительские запреты, решил стать музыкантом. С этой целью он поехал в Москву и в 1922 году поступил там в Музыкальный техникум имени Гнесиных, а в 1929 году – в консерваторию, где его наставниками были М. Ф. Гнесин и Н. Я. Мясковский (композиция), Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко (оркестровка). По окончании данного учебного заведения Хачатурян совершенствовался в аспирантуре у Мясковского.
Арам Ильич Хачатурян
В дальнейшем большую часть жизни Хачатурян провел в Москве, где преподавал в консерватории и являлся одним из руководителей Союза композиторов. Скончался он в 1978 году в Москве, а его останки впоследствии были перевезены в Ереван.
Творчество композитора, в котором гармонично сплелись грузинские, армянские, азербайджанские напевы, представляют такие произведения, как балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1950 – 1954), три симфонии, инструментальные концерты (лучшим из них считается Скрипичный), камерно-инструментальные сочинения, хоры, песни, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.
Сцена из балета «Гаянэ»
Дмитрий Борисович Кабалевский
Один из выдающихся композиторов XX века Дмитрий Кабалевский родился в 1904 году в Петербурге в семье выпускника Петербургского университета, математика по образованию. Уже в раннем детстве у Дмитрия проявились разносторонние способности, развитие которых его родители всячески поощряли.
В 1918 году семья Кабалевских переехала в Москву, где мальчик, достигший к тому времени 14-летнего возраста, поступил в музыкальный техникум, а затем в консерваторию. Там его учителями были Н. Я. Мясковский (класс композиции) и А. Б. Гольденвейзер (класс специального фортепиано).
В годы учебы в этом заведении Кабалевский принимал активное участие в работе «Проколла» – производственного коллектива студентов, боровшихся за «новую музыку», понятную рабочим. Члены «Проколла» создавали массовые песни и, посещая фабрики и заводы, вели пропаганду своих взглядов.
По окончании консерватории Кабалевский преподавал в ней, в разное время работал на радио, был редактором журнала «Советская музыка», заведовал сектором музыки Института истории искусств АН СССР, являлся одним из руководителей Союза композиторов.
При этом следует отметить, что Кабалевский не отличался блестящим композиторским талантом и, вполне отдавая себе отчет в этом, компенсировал данный «недостаток» многосторонней деятельностью, благодаря которой ему удалось стать самым титулованным и известным музыкантом страны. Кабалевскому больше, чем кому-либо другому из его современников, удалось приспособиться к требованиям, выдвигаемым той эпохой тоталитарного общества. Поэтому композитор и смог удержаться среди тех, кто диктовал художественную политику, определял рамки искусства соцреализма.
Тем не менее в творческом наследии Кабалевского есть несколько замечательных произведений: оперы «Кола Брюньон, или Мастер из Кламси» (1938), «В огне» (1943), «Семья Тараса» (1950), «Никита Вершинин» (1955), «Сестры» (1969), оперетта «Весна поет» (1957), реквием, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, фортепианные пьесы, романсы и песни для детей.
Умер Кабалевский в 1987 году в Москве.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Один из величайших композиторов XX века, гениальный симфонист Дмитрий Шостакович родился в 1906 году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители пригласили для него учителя музыки, т. к. в то время в семьях интеллигенции было принято уметь играть на фортепиано. Однако с первых дней занятий стало ясно, что у ребенка выдающиеся способности и необходимо развивать их дальше.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
В 1919 году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию на факультеты специального фортепиано (педагог А. А. Розанова, затем профессор Л. В. Николаев) и композиции (профессор М. О. Штейнберг). Его дипломная работа – Первая симфония – принесла 19-летнему юноше международное признание. В дальнейшем молодой композитор пробует свои силы в различных жанрах, и в результате появляются такие замечательные произведения, как Вторая и Третья симфонии, оперы «Нос» (1929) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1932), балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935), пьесы для фортепиано.
Однако в 1936 году в жизни Шостаковича происходит печальное событие: в газете «Правда», официальном партийном издании тех лет, появляется статься «Сумбур вместо музыки», где в грубой форме критикуется опера «Леди Макбет», до того пользующаяся огромным успехом. Композитор, сраженный этим неожиданным ударом, впредь зарекается работать в музыкальных жанрах, связанных со словом, и обращается к симфонической музыке.
Результатом напряженной работы становится создание Четвертой симфонии, многие годы остававшейся неизвестной публике, т. к. впервые исполнить ее удалось только в 1962 году. Затем появляются Пятая и Шестая симфонии Шостаковича.
В 1941 году в Ленинграде, а затем в Куйбышеве, куда эвакуируется Шостакович, он пишет Седьмую, Ленинградскую симфонию, посвященную подвигу блокированного города, борьбе с фашизмом. Следует обратить внимание на глубокий смысл, кроющийся в этом произведении, выражающем собой протест против любого вида тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в Восьмой симфонии, созданной в 1943 году.
Еще до начала работы над Восьмой симфонией Шостакович попытался сотворить оперу на текст комедии Гоголя «Игроки». Написав уже достаточно музыки, он понял, что произведение получается огромным по своему масштабу, вследствие чего, а также из-за обстановки, сложившейся в то время вокруг него, оно вряд ли когда-нибудь будет поставлено.
После окончания Великой Отечественной войны, когда любители музыки ждали появления нового сочинения Шостаковича, явившегося бы откликом на победу, композитор создает Девятую симфонию. Данное произведение долгое время оставалось непонятным для исследователей, заставляя их ломать голову над тем, что хотел выразить автор посредством ясно ощутимого гротеска в классической по характеру симфонии.
В 1948 году появляется известное партийное постановление «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», на самом деле касающееся главным образом Шостаковича и заставляющее его отказаться от симфонического творчества. В этот период своей жизни он зарабатывает себе средства к существованию в основном сочинением музыки для кинофильмов, а в свободное время пишет Первый концерт для скрипки с оркестром, по сути являющийся его автобиографией. В 1953 году появляется Десятая симфония Шостаковича, отражающая настроения, владеющие композитором в первые месяцы после смерти Сталина.
Постепенно с началом хрущевской «оттепели» Шостакович возвращается к музыке, связанной со словом. После программных Одиннадцатой («1905 год») и Двенадцатой («1917 год») симфоний, посвященных революционным датам, появляются вокальные симфонии: Тринадцатая на стихи Е. Евтушенко, утверждающая гуманистические идеалы, и Четырнадцатая, в которой Шостакович рассматривает тему насильственной, преждевременной смерти. В 1971 году появляется заключительная, Пятнадцатая симфония Шостаковича, а затем последние его сочинения: сюита «Сонеты Микеланджело Буонарроти», посвященная жене композитора И. А. Шостакович, и Альтовая соната, законченная всего за несколько дней до смерти композитора, наступившей в 1975 году.
Помимо указанных выше произведений, творческое наследие Шостаковича включает также 15 квартетов, Фортепианный квинтет, 2 фортепианных трио, Второй фортепианный и Второй скрипичный концерты, 2 концерта для виолончели с оркестром, фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, оперетту «Москва, Черемушки», оратории и кантаты, оркестровые и вокально-оркестровые пьесы, множество фортепианных пьес, романсы, хоры, вокальные циклы, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.