logo
Гитара

2.3 Последовательности аккордов (гармонические модели).

В гармонии музыки различных стилей и направлений наиболее часто употребляются аккорды, построенные на основных ступенях лада.

До-мажор: Ля-минор:

До-мажор (трезвучия)

Ля-минор (трезвучия)

До-мажор (септаккорды)

Эта система обозначений получила название – цифровые обозначения аккордов или так называемый цифрованный бас, фиксирующий ступень, на которой построен тот или иной аккорд. Как известно запись аккомпанемента с помощью цифрованного баса применялась ещё в музыке XVI века. Под нижним голосом басом – басом, подписывалась цифровка, а всю партию сопровождения (аккорды, фигурации и т.п.) сочинял исполнитель. Запись гармонии в виде цифровых обозначений аккордов значительно упрощает анализ гармонических схем и облегчает транспонирование в другие тональности.

В данном пособии будут применяться такие цифровые обозначения аккордов:

I,VI – мажорные аккорд (трезвучие)

Im – минорные аккорд (трезвучие)

Imai,VImai – мажорный (большой) септаккорд

V7 –доминантовые (малые мажорные) септаккорды

IVm7– минорные (малые минорные) септаккорды

IIm7-5– малые вводные (полууменьшенные) септаккорды

VIIdim7– уменьшенныесептаккорды.

Последовательность аккордов: Im-IVm-V7-Im

Am Dm Em E7 D7 A7

B7 Gm III(Ef)

Последовательность аккордов: I-IV-V7-I

A E D G

Последовательность аккордов: I-VIm-IIm-V7

G7 Bm II(Af) F#m II(Ef)

Последовательность аккордов: Im-II7-V7- Im

F#7 II(Ef) Gm

Последовательность аккордов: Im-IVm-VII-III-VI-IVm-II7-V7-Im

F I(Ef) Bb I(Af) Cm III(Af) Fm I(Ef)

Eb III(Cf) Ab IV(Ef) G7 III(Ef)

Последовательность аккордов: Im7-IVm7-Vm7-Im7

Am7 Dm7 Em7 Gm7 Bm7

Последовательность аккордов: I7- I7- I7- I7-IV7- IV7-I7- I7-V7- IV7-I7-V7

(архаичный блюз, кантри-блюз, рок-н-ролл, шейк)

C7 F7 B7