Появление первых русских гармоник
Первыми русскими гармониками были миниатюрные органы-позитивы. В 80-х годы XVIIIвека чех Франтишек Киршник (1720 – 1799), живший в то время в Петербурге, в качестве источника звука применил металлические язычки. Воздух нагнетался не горизонтальным движением меха, а вертикальным. Предшественники подобного типа инструментов – органы-портативы с трубами – пользовались популярностью еще у русских скоморохов вXVI–XVIIвеках.
Документально установлено, что 23 мая 1829 года венский мастер-изготовитель фортепиано и органов Кирилл Демиан получает патент на изготовление нового инструмента, названного «аккордион». Данное изобретение принципиально отличалось от более ранних типов ручных гармоник: воздух подавался к язычкам напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым, появилась возможность регулировать силу давления воздуха на язычок, меняя тем самым уровень громкости. Но еще более важным было т, что благодаря системе «готовых» аккордов гармоника стала не только мелодическим, но и самоаккомпанирующим инструментом.
Под названием «аккордион» подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. В конструкции этого вида гармоники постепенно стали намечаться две основные разновидности – венская и немецкая. На венских гармониках клапаны, открывавшие доступ воздуха к голосам, помещались внутри корпуса, а клавиатура для левой руки располагалась непосредственно на корпусе. На немецких гармониках клапаны были снаружи, а левая клавиатура – на специальном грифе.
Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии одновременно с инструментом К.Демиана и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XIXвека. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию.
Сразу же после своего изобретения гармоника получила в России большое распространение. Появившись в 30-е годы XIXвека в крупных городах, куда она завозилась купцами, артистами и моряками. Примитивная заграничная гармоника вначале копировалась русскими мастерами-умельцами, а затем стала ими усовершенствоваться. Возраставший спрос стимулировал развитие кустарного производства. Оно началось в одном из промышленных центров России – в Туле. Инструмент системы Демиана попал к тульским мастерам в 1830 году. В июле того же года тульский оружейник Иван Тимофеевич Сизов приобрел на Нижегородской ярмарке немецкую однорядную гармонь. По ее образцу он организовал собственный выпуск гармоней. В 40-е годы в Туле возникли первые гармонные фабрики, на которых производилась сборка инструментов из деталей, изготовленных кустарями на дому. К 1848 году гармонная фабрика только одного И. Сизова ежегодно производила по 3700 инструментов.
Гармонный промысел получил развитие также в Вятской и Новгородской губерниях (в Череповце), а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Симбирской, Саратовской губерниях, а Петербурге и Казани. Столь разнообразные конструктивные варианты гармоней были приспособлены к особенностям фольклора той или иной местности. В 40-е годы началось широкое проникновение гармони в деревню, а в 50 – 60-е годы она прочно вошла в музыкальный быт русского народа и стала одним из самых популярных инструментов. Такому успеху и массовому распространению гармони способствовали простота ее конструкции и весьма низкая цена.
Первые гармони были однорядные с пятью, семью, восемью и десятью клавишами на правой клавиатуре (чаще семиклавишные). На левой клавиатуре имелись две клавиши – бас и мажорный аккорд. На разжим и сжим меха одной клавишей извлекались разные звуки.
Русские мастера, изготовлявшие первые гармони по иностранным образцам, вскоре внесли существенные изменения в их устройство. Перевернув планки с язычками другой стороной к клапанам, они тем самым поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Это нововведение прочно укоренилось в отечественной практике при изготовлении гармони, а сама гармонь стала называться русской (с русским строем), или тульской гармонью.
В тульских гармонях обычно было от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, в левой клавиатуре 2 клавиши позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие на разжим, а на сжим звучала доминанта.
Существенным недостатком однорядной тульской гармони была крайняя ограниченность и несвобода аккомпанемента, так как при подобном устройстве инструмента неизбежно искажалась гармонизация русских песен. На гармонях, изготовленных в Саратове, на левой клавиатуре добавлялась третья клавиша. Она давала на разжим трезвучие ля минора, а на сжим – квартсекстаккорд трезвучия ре минора. Звучание каждого баса и аккорда левой клавиатуры в саратовских гармонях было усилено звоном колокольчиков.
Оригинальную конструкцию имела ливенская гармонь. На ней впервые был применен принцип извлечения одной клавишей одинаковых звуков независимо от направления движения меха. Это достигалось использованием не одного, а двух язычков, приклепанных с противоположных сторон голосовой планки. В отличие от тульской семиклапанки, имевшей мажорный звукоряд, ливенка была настроена по миксолидийскому ладу, а клавишами левой руки вместо готовых аккордов извлекались отдельные звуки. Ливенские гармони имеют до 40 меховых складок. Это позволило гармонистам исполнять на них не только плясовые, но и лирические песни.
В Елецком уезде Воронежской губернии появилась гармонь с формой клавиш близкой к фортепианной. Она получила название елецкой рояльной. Гармоники такого типа стали изготовляться в России раньше, чем за рубежом.. В елецкой рояльной и вятской гармонях, так же как и в ливенской, применялась настройка пары голосов в унисон. Впоследствии этот принцип лег в основу конструкции баяна.
В различных областях России существовало и множество других видов гармоней – бологоевские, вятские, касимовские, новоржевские, вологодские, сибирские.
Дальнейшее усовершенствование однорядной гармони не могло дать существенного улучшения ее игровых качеств. Тогда русскими мастерами была разработана конструкция двухрядной гармони. Одна из таких гармоней изготовлялась в селе Бологое Петербургской губернии. Первый ряд правой клавиатуры инструмента повторял схему тульской гармони русского строя, а второй содержал звукоряд на кварту выше, причем часть звуков первого ряда, извлекаемых при сжиме меха, была во втором при разжиме. Этот принцип еще в большей мере получил применение в двухрядной гармони «касимовке», изготовленной в Рязанской губернии. Вносились и другие усовершенствования в конструкцию этих двухрядных гармоней: добавлялись минорные аккорды в аккомпанемент, вводились отдельные хроматические звуки, улучшалась механика левой клавиатуры.
Наиболее совершенным типом двухрядной гармоник стала венская гармонь русского строя – «венка», изготовленная тульскими мастерами. Умельцы увеличили число клавиш на обеих клавиатурах, удвоили звуки готовых аккордов аккомпанемента в унисон или октаву, поместили каждый голос в отдельной резонаторной камере («рассыпные басы»), применили принципиально новое устройство левой механики (так называемая «гнутая» механика).
В городах и пригородах были распространены двухрядные хромки. На российских фабриках такие виды инструментов стали изготовлять в больших количествах. Хромка является диатонической гармонью, но в верхней части грифа, ближе к подбородку исполнителя, располагаются несколько альтерированных звуков, совершенно независимо от основной, чисто диатонической последовательности кнопок. Хромка стала единственной русской гармонью, в которой звуки правой клавиатуры располагаются в обоих рядах кнопок не по секундовому, а по терцовому принципу.
Ручная гармонь с горизонтальным движением меха, в отличие от более ранних конструкций органов-позитивов, сразу же с началом изготовления в России получила повсеместное распространение. Конструктивно она неизменно приспосабливалась в том или ином регионе к особенностям местного музыкального фольклора. Все фольклорные гармони были диатоническими, с простейшим набором басо-аккордового аккомпанемента. Большинство из них имели разновысотность клавиши при смене движения меха. Независимое от сжима или разжима звучание имели такие гармони, как ливенка, елецкая, вятская, хромка. Развиваясь от однорядных образцов к двум-, а затем и тремрядным, усложняясь в своей конструкции (увеличение количества язычков, планок, применение тембровых регистров и т.п.) гармонь устойчиво бытовала как в более простых, так и в усложненных конструкциях. Более улучшенная в технологическом и акустическом плане новая модель гармони вовсе не «отменяла» более простой предыдущей модели, а существовала параллельно с ней. Несмотря на многие талантливые усовершенствования и уникальные конструктивные разработки русских мастеров-умельцев, диатоническая гармонь из-за отсутствия полного хроматического звукоряда оставалась все же примитивным музыкальным инструментом, не позволявшим расширить исполнителям-гармонистам традиционный репертуар популярными произведениями классической музыки.
- Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры
- Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре хi - хiх веков.
- 1.Гусли в хi – хiх веках.
- Шестиструнная гитара в России
- Балалайка в XVIII – XIX веках
- Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине хiх – начале хх века
- Появление первых русских гармоник
- Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца хiх – начала хх века.
- Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)
- В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети хiх века
- Развитие гитарного искусства в России начала хх века
- Тема V. Формирование оркестрового домрово-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства
- 1.Создание первых оркестров хроматических гармоник.
- Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы
- 2.Зарождение профессионального образования на народных инструментах
- 3.Становление профессионального
- 4.Развитие сольного профессионального искусства
- 5. Иван Яковлевич Паницкий
- Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
- 1.Любительское и профессиональное исполнительское искусство
- 2.Произведения военных лет для русских народных инструментов
- Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)
- 1.Развитие профессионального исполнительства
- 2.Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара
- Тема iх. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)