Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
Чайковский – великий русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог.
Образный мир музыки: картины русской природы, светлые грезы о счастье. Воплощение разных состояний человеческого духа, острота противоречий и трагических конфликтов в произведениях композитора.
Новаторство творчества Чайковского. Жанровое разнообразие, создание шедевров во всех жанрах музыкального искусства. Место симфонической музыки в творчестве Чайковского. Программность большинства сочинений. Эволюция жанра симфонии в творчестве композитора. Создание русского классического концерта.
Чайковский – основоположник классического русского балета.
Чайковский – композитор-мелодист. Национальная основа музыки композитора. Истоки мелодического языка – городская песня, городской бытовой романс. Роль вальса в музыке Чайковского.
Воздействие творчества Чайковского на русскую и мировую музыкальную культуру.
Жизненный и творческий путь
Опера «Евгений Онегин». Авторское жанровое определение – «лирические сцены». Сравнение с романом А. Пушкина. Черты лирико-психологической оперы: внутреннее развитие образов, показ героев в конфликтных ситуациях. Роль арий-монологов и развернутых сцен в характеристике главных персонажей. Характеристика второстепенных героев через арии-портреты. Особенности музыкального языка главных героев. Интонационная основа лирических сцен – русский бытовой романс, бытовых сцен – крестьянская песня. Роль лейттем.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» – крупнейшее завоевание в области программного симфонизма. Особенности воплощения идеи произведения. Характеристика формы. Роль контрастного сопоставления основных музыкальных тем-образов. Значение симфонической музыки Чайковского в истории русской и мировой классики.
Фортепианная музыка. Развитие западноевропейских и русских традиций в жанре фортепианной миниатюры. Фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года» (ознакомление).
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса