Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
Общественно-историческая обстановка. Демократические традиции в творчестве прогрессивных художников (В.Серов, И.Левитан) и писателей-реалистов (Л.Толстой, Ф.Достоевский, А.Чехов). Значение деятельности меценатов П.Третьякова, С.Мамонтова в области культуры. «Беляевский кружок». Новое поколение русских композиторов: А.Лядов, А.Глазунов, А.Аренский, С.Танеев, В.Калинников, А.Скрябин, С.Рахманинов. Красочность и оригинальность воплощения образов русских народных сказок в симфонических миниатюрах А.Лядова («Кикимора»).
Новизна и смелость музыкального языка А.Скрябина. Стремление к синтезу искусств. Идея создания светомузыки и ее воплощение в «Поэме огня» («Прометей»).
Кризисные явления в развитии искусства. Спад интереса к общественно-исторической, социальной тематике. Преобладание жанров инструментальной музыки. Достижения русской исполнительской школы.
С.В.Рахманинов (1873–1943) – выдающийся русский композитор, пианист, дирижер конца XIX – первой половины ХХ века. Влияние музыки П.Чайковского, композиторов «Могучей кучки» на творчество Рахманинова. Круг характерных образов, романтическая приподнятость, искренность, яркая эмоциональность высказывания в музыке композитора. Ведущее значение лирического и героико-драматического начал в музыке Рахманинова. Тема Родины и ее значение в творчестве композитора («колокольность» как одно из проявлений темы Родины). Русский пейзаж в произведениях Рахманинова. Истоки музыкального языка (русская народная песня, знаменный распев, песенно-романсовые интонации городской бытовой музыки). Создание Рахманиновым романсов – выдающихся образцов русской вокальной лирики.
Фортепианная музыка – наиболее важная область творчества композитора. Жанровое разнообразие: прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины, концерты, сонаты и др.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2, c-moll. Новый этап в европейском и русском фортепианном искусстве. Влияние П.Чайковского, традиции Ф.Листа. Сочетание лирико-драматических, жанровых и ярко-национальных элементов в образном строе и музыкальном языке концерта.
И.Ф.Стравинский (1882–1971) – крупнейший композитор-новатор, пианист, дирижер. Преломление в его музыке многообразия художественных влияний: традиции русской музыкальной классики в ранний период творчества, интерес к ведущим стилевым направлениям ХХ века (неоклассицизм, экспрессионизм) в последующие годы. Яркая образность, характерность, тяготение к театральности. Стремление композитора использовать все наиболее современное в области музыкального письма, постоянные поиски новой образности. Яркое новаторство музыкального языка.
Балет «Петрушка» – выдающееся произведение в истории русского балета. История создания. Идейно-образная концепция произведения, сочетание трагедийности и гротеска. Традиции скоморошьего театра. Музыкальная характеристика Петрушки. Народные сцены. Оригинальное использование фольклорного материала. Новаторство оркестровки.
Значение творчества И.Стравинского для музыкальной культуры ХХ века.
Балеты И.Стравинского на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
- Музыкальная литература Программа специального учебного предмета для VII–IX классов общеобразовательных учреждений
- Пояснительная записка
- VII класс
- Тема 1. Система средств музыкальной выразительности – 3 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 4. Музыкальные жанры. Жанры народной музыки. Жанры профессиональной музыки – 3 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Тема 5. Музыкальные формы – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Содержание музыкальных произведений. Музыкальный образ – 2 часа
- Музыкальный материал
- Программная музыка
- Рекомендуемая литература
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 7. Музыкальная культура до XVII века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыкальная культура XVII века. Барокко – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. И.С. Бах (1685-1750) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. В.А.Моцарт (1756–1791) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Л.Ван Бетховен (1770–1827) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- VII класса
- Учебно-методическая литература
- VIII класс
- Зарубежная музыкальная литература
- Тема 1. Романтизм в западноевропейской музыке первой половины хiх века – 1 час
- Тема 2. Ф.Шуберт (1797–1828) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 3. Ф.Шопен (1810–1849) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 4. Инструментальная музыка XIX века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 5. Музыкальный театр хiх века (обзор) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 7. М.И.Глинка (1804–1857) – 4 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 8. А.С.Даргомыжский (1813-1869) – 1 час
- Музыкальный материал
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Оперное творчество композиторов «Могучей кучки» – 7 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Симфоническое творчество композиторов «Могучей кучки» – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. П.И.Чайковский (1840–1893) – 5 часов
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Обзор русской музыкальной культуры 80–90-х годов XIX века. С.В.Рахманинов, и.Ф.Стравинский – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся VIII класса
- Учебно-методическая литература
- IX класс
- Тематическое содержание белорусская музыкальная литература
- Тема 1. Введение. Белорусское народное музыкальное творчество – 2 часа
- Музыкальный материал1
- Музыкальный материал
- Тема 2. Белорусская музыкальная культура до хх века – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 3. Музыкальная культура Беларуси в хх веке (обзор). Камерная вокальная музыка. Камерно-инструментальная музыка – 3 часа
- Музыкальный материал
- Тема 5. Симфоническая музыка – 2 часа
- Музыкальный материал
- Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 7. Кантатно-ораториальный жанр – 1 час
- Музыкальный материал
- Тема 8. Музыка для театра – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Русская музыкальная культура XX века
- Тема 9. Художественная жизнь России первой половины хх века – 1 час
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. С.Прокофьев (1891–1953) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 11. Д. Шостакович (1906–1975) – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Г.Свиридов (1915–1998) – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 13. Русская музыка второй половины хх века. Московская композиторская школа – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Петербургская композиторская школа – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 15. Зарубежная музыкальная литература хх века. Импрессионизм – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 16. Пути развития зарубежного музыкального искусства XX века (обзор наиболее значительных явлений) – 3 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 17. Музыкальная культура Австрии – 2 часа
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 18. Музыкальная культура Германии – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 19. Музыкальная культура Франции – 1час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 20. Музыкальная культура Польши – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Тема 21. Музыкальная культура сша – 1 час
- Музыкальный материал
- Рекомендуемая литература
- Учебно-методическая литература
- Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся
- IX класса